Posted 18 апреля 2021, 10:57
Published 18 апреля 2021, 10:57
Modified 10 октября 2023, 06:06
Updated 10 октября 2023, 06:06
Ровно два года прошло с тех пор, как в Удмуртию вместе с прочими модными веяниями пришло так называемое «инициативное бюджетирование». Схема предельно проста и понятна: если некий проект побеждает в конкурсе инициативного бюджетирования, он получает финансирование сразу из нескольких источников (бюджетов), однако и сами жители частично участвуют в реализации проекта (в среднем около 15% от необходимой суммы приходится на средства граждан).
Как утверждают инициаторы такого бюджетирования, оно позволяет жителям непосредственно участвовать в местном самоуправлении. Граждане выдвигают свои инициативы по целям расходования определенной части бюджетных средств. Как правило, это проекты по благоустройству дворов, организации освещения, строительству спортивных площадок и т. д.
Старт в Удмуртии
18 марта 2019 года глава Удмуртии Александр Бречалов дал старт проекту инициативного бюджетирования в республике. За первые три месяца жители городов и районов подали в общей сложности 142 заявки на участие в конкурсе. В этом году на конкурс поступило уже в общей сложности 166 заявок, 127 из них стали победителями, успешно прошли конкурсный отбор. 35 проектов-победителей будут реализованы в столице республики. Они получат субсидии из бюджетов Удмуртии и города Ижевска и будут реализованы до конца этого года.
Большинство инициатив ижевчан связаны с улучшением базы образовательных учреждений: тут и обустройство спортивных площадок, и ремонт бассейнов и актовых залов, и материально-техническое оснащение.
Эти цифры дают властям основание говорить о том, что инициативное бюджетирование, что называется, прижилось и воспринимается жителями едва ли не с восторгом. Однако это не совсем так, поскольку на деле оно становится своеобразной формой шантажа.
Во-первых, многие проекты, что предлагают реализовать активные жители, по идее должны воплощаться без всякого инициативного бюджетирования. А во-вторых, их реализация ставится в зависимость от дополнительного «самообложения» граждан: не будет с их стороны 15-процентного финансирования, значит, не будет и проекта, причем проекта жизненно важного — нормального тротуара или дороги, спортивной площадки во дворе, или новых окон в школьном классе.
Удачный проект
Что касается Ижевска, то в прошлом году здесь было реализовано больше 30 проектов в сфере инициативного бюджетирования.
Одним из самых удачных, образцово-показательных, проектов считается реконструкция бассейна в детском саду №171 в Ижевске. Бассейн этот не ремонтировался в течение 30 лет.
«В бассейне установлено новое оборудование для фильтрации, подогрева и обеззараживания воды, заменена система вентиляции, проведены отделочные работы стен, потолка, организованы отдельные раздевалки для мальчиков и девочек», — отчитался, оценивая проект, глава Удмуртии Александр Бречалов.
Стоимость ремонта бассейна составила 1,383 млн рублей.
Другим показательным примером стал ремонт классов технологии в ижевской школе №89. Для девочек в учреждении отремонтировали кухню, обновили класс домоводства, купили новую вышивальную машинку. У мальчиков появились 3D-принтер, токарные станки, электроинструменты, конструкторы.
«Инициативное бюджетирование набирает обороты — это наглядный показатель нашей активности и желания изменить место, где мы живем», — восторгался проектами глава Ижевска Олег Бекмеметьев.
Обратная сторона медали
Но не все проекты в сфере инициативного бюджетирования заканчиваются восторгами жителей и власти. Яркий пример неудачного проекта — новый сквер (или зона отдыха) по адресу Заречное шоссе, 27.
Сквер разбили, но «не до конца». Прошедшая зима плохо повлияла на новые, выложенные брусчаткой дорожки — когда сошел снег, жители увидели, что плитка «поплыла», во многих местах просела, а часть дорожек оставлена в виде обозначенных бордюрами песочных троп.
«Почти все дорожки нужно перекладывать, потому что брусчатка весной просела, все дорожки в ямах и неровные, газона нет вообще, и, наверно, там еще озеленение какое-то предполагалось (кусты, деревья)? Есть ли установленные сроки, когда все это будет доделываться?», — интересовалась у главы Ленинского района жительница в социальных сетях.
Ответ долго себя ждать не заставил, оказалось, что проект рассчитан на два года.
«Зона отдыха у дома 27 по Заречному шоссе обустраивается по программе Инициативного бюджетирования (сделано освещение, ограждение и брусчатка). А также Служба благоустройства и дорожного хозяйства провела работы по программе „Комфортная городская среда“ (установлены малые архитектурные формы, уложена брусчатка). В этом году, к сожалению, жильцы дома не смогли попасть в Инициативную бюджетную программу по продолжению обустройства зоны отдыха. Будем надеяться на активность жителей, и на следующий год этот объект попадет в эту программу, и его обустройство будет продолжено», — ответил глава Ленинского район Рамиль Гайнулин.
Однако никаких гарантий того, что сквер будет достроен и благоустроен в 2022 году, нет. Поскольку никто не может гарантировать жителям, что они попадут в программу через год, сделать это не так легко, как кажется. А недостроенный сквер за две зимы может прийти в полнейшую негодность. Таким образом бюджетные деньги и вклад жителей могут просто обесцениться.
Удивительно, что никто из чиновников не предусмотрел такого варианта развития событий, когда проект, рассчитанный на два года, не получает финансирования на второй год.
«Невидимая дорога»
Победное шествие инициативного бюджетирования по удмуртской земле на всю страну «прославила» история с открытием дороги в деревне Жувам Юкаменского района. Фотографы запечатлели радость селян от открытия новой дороги, которой на фотографиях обнаружить не удалось — изменился только уровень грязи на том, что, по идее, должно быть дорогой.
«Вот и второй объект, дорога по улице Центральная д. Жувам, отремонтированная по программе #Инициативное Бюджетирование, считается торжественно открытым!!!» — радовались чиновники местной администрации.
30 лет без ремонта
Вторым проектом, чуть было не прославившим инициативное бюджетирование в Удмуртии второй раз, стала «покупка материалов для умывально-туалетных комнат в детском саду №287».
Материалами умывально-туалетных комнат являются мыло и туалетная бумага, приобретать которые по программе инициативного бюджетирования как-то странно. Но, как выяснилось, под материалами городские чиновники понимали унитазы, раковины, смесители и т. д.
«Проект инициативного бюджетирования „Чистый дом“ в детском саду №287 предполагает замену сантехники в пяти санузлах (20 раковин, 20 унитазов, 25 смесителей, 5 душевых поддонов), замену плитки на стенах на уровне 2 м, замену напольной плитки, покраску потолка, замену дверей, частичную замену чугунных стояков на пластиковые. Отметим, что сантехника в дошкольном учреждении не менялась с 1991 года, с момента постройки здания», — сообщили Udm-Info в пресс-службе администрации Ижевска.
Остается только порадоваться — как за детишек, которые благодаря инициативному бюджетированию будут сидеть на новых унитазах, так и за администрацию детского сада и чиновников от дошкольного образования.
Почему же Роспотребнадзор и прочие проверяющие структуры не замечали, что дети в детском саду №287 до недавнего времени сидели на 30-летних унитазах? И, получается, сидели бы дальше, если бы не программа инициативного бюджетирования?