В России почти 29 тысяч гостиниц и других мест размещения. Их делят на шесть категорий – от пяти звезд до нуля. Раз в три года каждому заведению необходимо подтверждать свой статус. Большую часть рынка составляют несетевые отели категории «без звезд». Одну звезду имеют 500 отелей, 2-звездочных и 4-звездочных гостиниц — поровну, по 2000. У пяти тысяч гостиниц – три звезды. И лишь 330 отелей в России 5-звездочные.
«122, по-моему, миллиона с чем-то было ночевок в 2020 году. В 2021 году мы, конечно, выросли на 26% к предыдущему году. К середине этого года мы вышли на 207 миллионов»,говорит Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России.
Окнами в природу
В Удмуртии номерной фонд сегодня составляет порядка 5500 номеров, при этом большая часть гостиниц имеют категорию 3 звезды. В условиях, когда растет внутренний туристический поток, этого недостаточно.
По результатам 2021 года Удмуртию посетило 582 тысячи туристов, ожидается, что в текущем году этот показатель достигнет 745 тысячи человек.
Во время визита в Удмуртию полпреда президента России в ПФО Игоря Комарова власти региона представили ему три приоритетных туристических инвестиционных проекта: «Ижевск – оружейная столица», «Воткинск – родина Чайковского» и «Сарапул – купеческий город-курорт».
Для увеличения номерного фонда Удмуртии в рамках правительственных мер по поддержке экономики было выделено 150 млн рублей на строительство модульных отелей. Этим летом началось строительство первого модульного объекта – отеля «Эко-парк "Окна в лес"». До конца 2022 года в Удмуртии должно появиться 100 таких домиков.
Побывавший в Удмуртии в конце июня вице-премьер правительства РФ Дмитрий Чернышенко высоко оценил новые объекты (на тот момент были возведены первые пять модульных отелей).
«Мы находимся в необычном месте - эко-отель "Окна в природу". Честно могу сказать, мы не видели еще таких уникальных интеграций с природой. Есть все основания полагать, что Удмуртия будет туристической дестинацией в топе нашей страны, поскольку здесь уникальное сочетание природных возможностей и мест, которые имеют большое значение для истории нашей страны», сказал Дмитрий Чернышенко.
Каково это – пять звезд?
Один из 5-звездочных – бутик-отель Indigo в Санкт-Петербурге. Его хозяйка Виктория Шамликашвили отель купила в 2006 году. Реконструкция заняла пять лет и потребовала десятки миллионов евро кредитных средств. Рассчитаться с долгами планировали за 10 лет, но помешала череда кризисов.
«При условии, что ты используешь собственные средства, окупаемость колеблется от 12 до 15 лет. Я имею в виду качественную инфраструктуру, сейчас даже больше. А если речь идет о заимствованных средствах, то это может быть никогда срок окупаемости. Реставрация – это вообще отдельная история, которая требует еще большего количества вложений, сил, энергии и времени», - говорит Виктория Шамликашвили.
Внутренний дворик превратили в атриум со стеклянным куполом. Из крыши сделали террасу с видом на Санкт-Петербург. Также здесь есть бассейн, спортзал, четыре ресторана и даже меню подушек. Виктория говорит, что выполнить все требования к 5-звездочной гостинице непросто. Сильнее всего бизнесу мешают устаревшие требования.
«У нас контрольно-надзорная деятельность направлена не на реальную профилактику, а на то, чтобы была возможность любого за любое подтянуть и затащить в какую-то проблему в случае необходимости. Например, в отеле и вообще в ресторане должна быть отдельная раковина для мойки яиц. То есть ты либо должен покупать мытые яйца, либо это должна быть отдельная мойка, в которой моются только яйца, больше ничего не делается. Мы покупаем мытые яйца», - рассказывает хозяйка отеля.
Шамликашвили управляет гостиницей сама. Но часто в больших гостиницах для этого нанимают управляющую компанию, нередко международную. В 2021 году в России был 21 зарубежный бренд. В этом году многие из них из них ушли из страны.
«У нас не так много иностранных владельцев гостиниц. Кто-то стал формировать и сформировал свои управленческие компании, которые сейчас руководят этими проектами. Вторая часть проблемы – это те, кто работал по франшизе. Изменение названия. Не всегда те, кто пользовался гостиницей, сразу ассоциируют ее с предыдущей – что это то же самое. Поэтому стараются в названии сохранить что-то от предыдущего, чтобы все-таки узнаваемо было. Отказ от систем бронирования, которые у нас были по франшизе, естественно, тоже сказывается на гостиничном бизнесе»,комментирует Сергей Катырин.
Работа по франшизе
Московская гостиница Plaza Garden в Центре Международной торговли прекратила свои отношения с брендом (до недавнего времени она работала по франшизе британского оператора InterContinental, владеющего брендами Crown Plaza и Holiday Inn). Начали с замены расходников, сувенирки и вывесок.
«Гостиница Plaza Garden – крупнейшая в Европе 5-звездочная гостиница по количеству номеров. Поэтому, конечно, как вы понимаете, для такого количества гостей, номеров, оснащений, – это довольно большое количество пузыречков и карандашей. У нас большие здания, большие вывески. Для того, чтобы их поменять, надо изготовить, зарегистрировать, поставить, демонтировать. Это несколько миллионов может стоить в рублях на обе гостиницы», - рассказывает Вадим Субботин, заместитель гендиректора ЦМТ по финансам и коммерции.
Впрочем, в Plaza Garden говорят, что отказ от бренда имеет плюсы. И это не только экономия на франшизе. Валовая прибыль по гостиничному комплексу выросла по сравнению с прошлым годом на 25% и составила порядка 170 млн за полгода.
Наши, российские
Из российских операторов cамая крупная сеть отелей у бренда Azimut. В прошлом году в отелях отдохнули 2 млн человек, общая выручка группы перешагнула 13 млрд рублей, в этом году ожидается 20 млрд.
При этом в собственности у Azimut лишь половина объектов, а второй половиной компания управляет по договору аренды, или продала владельцам франшизу.
«Работа в ноль наступает, когда загрузка находится в районе 25-30%. Начиная с этого момента при нормальной средней цене ты работаешь хотя бы в ноль», - комментирует Максим Бродовский, генеральный директор сети отелей Azimut Hotels.
Всего в стране около миллиона номеров. Большая их часть находится в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Краснодарском и Ставропольском краях. А, к примеру, во всем Ненецком автономном округе нет и 200 номеров.
Чаще всего отельеры жалуются на высокие налоги, недоступность кредитных финансов, надзорные органы и большой срок окупаемости вложенных средств. При этом одной из мер поддержки этого бизнеса стала отмена с 1 июля 2022 года НДС на оплату за проживание в гостинице.
«Мы в постоянном режиме работаем над нормативно-правовой базой, которая эту сферу деятельности регулирует. Освобождение от НДС – это тоже одна из инициатив торгово-промышленной палаты, хотя как и у любого бизнеса, проблем гораздо больше. Это связано со многими вещами, которые происходят в разных регионах, то с газоснабжением, то с электроснабжением, то с водой»,говорит президент ТПП.
***
Есть надежда, что развитию индустрии гостеприимства поможет программа льготного кредитования, запущенная в 2021 году. Участниками ее могут быть отели уровня не ниже 3 звезд, в которых не менее 120 номеров. Такая компания сможет взять кредит до 70 млрд рублей и сложить средства в строительство или реконструкцию отеля. По данным Ростуризма, до 2024 года в рамках данной программы может быть предоставлено кредитов на 200 млрд рублей. Предполагается, что на эти средства будет построено не менее 20 тысяч новых номеров.