Подъезжаем к комплексному центру помощи бездомным людям «Тёплый Кров». На улице рядом с дверью стоит хрупкая фигура - в одной руке палочка для слепых, в другой - большой пакет с вещами. Холодно. Девушка переминается с ноги на ногу, видно, что мерзнет. Это Лера. Сирота, инвалид по зрению, у которой нет ни родственников, ни дома.
«Мне тут дали кое-что, а в гостинице много вещей нельзя, вот решила вам принести, может, пригодится». Сегодня она приехала в «Тёплый Кров», чтобы забрать свои вещи, ну, и привезла подарки.
Родная мать отказалась от Леры, когда ей был всего годик. Дочку она сдала в детский дом, за ненадобностью. С тех пор девушка о ней ничего не слышала.
«Тебя обижали в детском доме?» - спрашиваю. Лера отворачивается и пристально смотрит в окно. «Всякое было, и обижали», - отвечает.
В 8 лет девочка поступила в Якшур-Бодьинский интернат для слабовидящих. Лера очень плохо видит и передвигается по улице с помощью специальной палочки.
Сначала я поинтересовалась, любит ли она читать. А когда увидела ее записную книжку, поняла, насколько глупым был мой вопрос. Записи в блокноте девушки сделаны огромными буквами, каждая минимум 3-4 см. Мельче Лера просто не прочитает.
В интернате она жила до 17 лет.
- Как тебе там жилось?
- Нормально…
О своей жизни в интернате Лера рассказывает немного, но чувствуется, что ей там нравилось.
- Расскажи, что тебе больше всего запомнилось?
Тут взгляд Леры загорается, она сразу оживляется, ее лицо озаряется улыбкой: «Соревнования спортивные - лыжные, по шахматам, по шашкам…»
- Ты и в шахматы играешь?
- Играла, очень нравилось, сейчас, наверное, уже забыла.
После интерната Лера поступила в ижевский медицинский колледж. Годы учебы, однокурсников и преподавателей девушка вспоминает с большой теплотой и какой-то затаенной радостью.
«Во какие были преподаватели!» - признается она и поднимает вверх большой палец. Училась она с желанием, закончила медколледж, получила диплом медсестры.
Почти четыре года она жила в общежитии колледжа, а когда учеба закончилась, оттуда пришлось уйти. Хорошо, что нашлась подработка.
Девушка устроилась на время отсутствия штатного работника мыть полы и сняла комнату.
Но потом работник вернулся, а Лера осталась без подработки и без денег. За жилье нужно было платить около 7 тысяч, этих денег у нее не оказалось. Из комнаты попросили. Так она оказалась на улице. Шел конец октября.
Сирота, едва видящая, без родных людей и без крыши над головой.
Неделю Лера жила на улицах города. Ночевать ей приходилось в подземных переходах.
- Тебе ведь было холодно?
- Конечно, холодно… Ну, ничего, я старалась двигаться, ходила по переходу, туда-сюда, так согревалась. А спала, как придется…
- Сидя?
- Ну да…
Лера без желания рассказывает об этом времени, видно, что вспоминать ей тяжело.
Однажды на улице девушка встретила двоих таких же, как она, бездомных, которые рассказали ей о центре «Тёплый Кров». Не только рассказали, но и привели туда, где им самим помогали.
С этого дня, считает Лера, ее жизнь стала меняться в лучшую сторону. После холодных, тяжелых дней и скитаний по улицам города девушка оказалась в тепле. А еще в «Тёплом Крове» она познакомилась с людьми, которые стали ей помогать.
В комплексном центре помощи бездомным людям девушка прожила около недели. Потом Мария, администратор центра, которая сейчас во всем поддерживает Леру, связалась с министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики и девушке дали место в социальной гостинице.
Правда, бесплатно только на три месяца. Потом за проживание придется платить. Оптимистичная девушка верит, что найдет подработку и сможет оплачивать социальное жилье. Она очень надеется, что не вернется на улицу.
Одежонка у Леры так себе. Курточка тонкая, на ногах что-то непонятное. В «Тёплом Крове» ей дали зимние сапоги. Она им радовалась, как ребенок. До сих пор вспоминает, какие они были хорошие.
- Красивые, - спрашиваю, - модные?
- Они были теплые.
А потом подаренную обувь у нее украли вместе с документами - паспортом, СНИЛС, полисом. Документы скоро должны восстановить. А вот сапоги не вернуть... Сейчас девушка ходит в коротеньких резиновых галошах на рыбьем меху. Немного выручают шерстяные носки, которые она связала сама. Но все равно, признается: «Холодно».
Вязать, кстати, Лера любит и делает это очень хорошо. Связанные вещи она дарит другим людям. Несколько человек уже стали счастливыми обладателями связанных ею мочалок. И какие это мочалки! Лера ведь почти не видит, а как гармонично подобраны цвета, как аккуратно связано. Дарить подарки она любит и с радостью делится тем, что есть.
24 ноября у Леры день рождения, ей исполняется 23 года. Спрашиваю, какой самый лучший подарок на день рождения ей дарили. Она отвечает молчанием.
Два года назад Лера сама себе сделала подарок – купила игрушечную кошку, которую назвала Машей. Отзывается она о ней с большим теплом, как о живом существе. «Это игрушка-подушка, два в одном, - улыбается Лера. - Ее можно обнять, к ней можно прижаться». Лера любит игрушки.
В самом начале нашего разговора я спросила Леру, о каком подарке она мечтает. Девушка замотала головой: «Мне ничего не нужно, у меня все есть, ни о чем я не мечтаю».
И только на третьем часе нашего разговора она отводит взгляд и тихо-тихо говорит: «Мне так неловко говорить, но я очень мечтаю о ноутбуке».
Наша встреча подходит к концу. На дорожку в «Тёплом Крове» нас напоили чаем с необыкновенно вкусными пирожками. И мы идем собираться, Лере нужно забрать вещи.
Все имущество девушки умещается в одной спортивной сумке.
Ловлю себя на мысли, что ни предательство родных, ни инвалидность, ни жизнь на холодных улицах не сделали Леру озлобленной и жестокой. Она добрая, мягкая, общительная. От ее улыбки на душе даже как-то становится светлее. Рассказывает, как недавно встретила на улице бездомного мужчину. Спросила у него дорогу, а когда разговорились, поняла, что он «в такой же шикарной ситуации, как и я сама». Жить негде, ночует в подъездах. Тогда она жила в «Тёплом Крове» и поспешила привести туда и его.
Лере, как сироте, по достижении 23 лет полагается квартира. В очереди на квартиру она стоит и искренне верит, что обязательно ее получит.
Вот только вряд ли девушка в скором будущем получит жилье, поскольку в Удмуртии ситуация с обеспечением сирот жильем весьма непростая.
Напомним, на 1 января текущего года в республике было зарегистрировано 4459 детей-сирот, нуждающихся в обеспечении жильем. В очереди на получение единовременной выплаты (так называемого сертификата на приобретение жилья - около 1,2 млн рублей) стояли 750 молодых людей старше 25 лет. С предложением о понижении возрастного ценза для получения единовременной выплаты на получение жилья выступил глава Удмуртии Александр Бречалов и Госсовет в мае этого года принял это решение. Предполагалось, что после снижения возраста до 23 лет число потенциальных получателей выплаты должно было вырасти в республике до 1400 человек.
В бюджете Удмуртии этого года заложено 368 млн рублей на приобретение 242 квартир для детей-сирот. 200 млн рублей выделят на предоставление детям-сиротам единовременной выплаты на покупку жилья. Очевидно, что такими темпами очередь сирот не сильно сократится и поставленная властями Удмуртии задача - обеспечить жильем всех сирот до 2025 года - не будет решена.
В редакцию Udm-Info не раз обращались сироты, у которых на руках были решения суда о том, что органы власти обязаны предоставить им квартиры. Они уже несколько лет стоят в очереди за жильем.
«Я регулярно обращаюсь в местную администрацию, органы опеки, прокуратуру, следственный комитет, но отовсюду получаю отписки: ждите своей очереди».
«Очередь – это единственная возможность получить жилье. А я в очереди 807-я по Ижевску. К старости, может быть, получу, к пенсии», - вот реальные отзывы детей-сирот.
***
Возвращаюсь домой и понимаю, что жизнь разделилась на два разных мира. Здесь домашнее тепло, аромат кофе, говорок телевизора. А там, в другом мире, осталась Лера, с тремя бесплатными месяцами в социальной гостинице и неизвестностью впереди. С мечтой о ноутбуке, с игрушечной кошкой-подушкой и с безусловной верой в людей. Полуслепая девушка, бездомная сирота, готовая поделиться последним. Пусть эта вера ее не подведет.
Udm-info просит считать данную публикацию официальным запросом в министерство социальной политики и труда УР. Просим сообщить номер очереди на получение квартиры Валерии Александровны Александровой и ответить на вопрос: как скоро полуслепая девушка-инвалид сможет въехать в свое жилье?
Если вы захотите помочь Лере, то можете позвонить по телефону 8-912-007-09-33, - это номер Марии, администратора центра «Тёплый Кров».