Posted 26 февраля 2023,, 12:02

Published 26 февраля 2023,, 12:02

Modified 26 февраля 2023,, 12:04

Updated 26 февраля 2023,, 12:04

После отказа от Болонской системы российская высшая школа не станет такой, как в СССР

После отказа от Болонской системы российская высшая школа не станет такой, как в СССР

26 февраля 2023, 12:02
Фото: 1MI
России необходимо вернуться к системе со сроком обучения от 4 до 6 лет. После отказа от так называемой Болонской системы образования у молодежи появятся новые возможности. Такие соображения высказал Президент Владимир Путин в своем ежегодном обращении к Федеральному собранию РФ.

Что это за возможности? И значит ли это, что  теперь повсеместно, как при СССР, студенты будут учиться 5 лет, а дипломы бакалавров и магистров будут не действительны? Эти вопросы корреспондент «Новых Известий» Ирина Мишина задала профессору Института развития образования Высшей школы экономики Ирине Абанкиной.

По мнению эксперта, речь идет об интеграции советской системы в лучшие завоевания системы образования последних лет. Разумеется, все дипломы, которые были выданы до этого, будут действительны.  Студенты, которые сейчас учатся в университетах, продолжат там обучение по действующим программам, а полученные ими дипломы также будут легитимны. Бакалавриат и магистратура в ближайшие год-два точно останутся: 2023-й год в конкретных цифрах приема и в программах в вузах уже сверстан, а на 2024 год, скорее всего, не успеют внести все изменения.

Что касается признания российских документов о высшем образовании иностранными работодателями, то здесь, как считает Ирина Абанкина, проблема более глубокая. Дело в том, что с недавних пор для международных организаций закрыт сегмент пройденных в России по Болонской системе программ. За границей работодателям теперь не видны наши дипломы. Тех, кто продолжал за рубежом обучение по программе PHD, это что-то вроде докторантуры, после начала спецоперации попросили вернуться в Россию, разорвав сотрудничество. После начала СВО за рубежом, особенно в Европе, прервались многие научные связи, по сути, прекратилось участие зарубежной профессуры в работе наших вузов.

В то же время, в мире очень мало вузов, дипломы которых мы признаем. Их всего 220. При этом очень много странностей. Мы, например, признаем диплом французской Ecole Normale, которая, по сути, выпускает чиновников, но почему-то не признаем диплом Политехнического университета Парижа, с которым наша страна сотрудничала еще с 19–го века: это давняя кооперация французской и русской инженерных школ.

«Среди вузов, дипломы которых мы признаем, много известных учебных заведений – таких, как Гарвард, Стэндфорд, других, признанных во всем мире. Но есть в этом перечне много вузов, которые, на мой взгляд, просто не нужны», - отметила Ирина Абанкина.

Что касается влияния того или иного диплома на перспективы дальнейшего трудоустройства, то профессор ВШЭ считает его незначительным. Наши крупные рекрутинговые агентства – такие, как HH.RU – еще лет пять назад исключили из своих параметров уровень образования. Работодателю важны опыт и навыки. Там действуют свои системы оценки компетенций. Это касается практически всех специалистов.

Сейчас никто уже не обивает пороги работодателей, потрясая исключительно дипломом. Большинство устраивается через знакомых или рекрутинговые агентства, которым уровень образования, в общем-то, не важен. Для современного работодателя важно, чтобы человек соответствовал профессиональным стандартам.

Ранее мы сообщали, что в Госдуме РФ предлагают вернуть в школьную программу два предмета времен Советского союза: труд и черчение. По мнению депутатов, обсудивших проблему на круглом столе в нижней палате парламента, это позволит преодолеть кадровый дефицит по рабочим специальностям и привить ученикам инженерное мышление.

"