В селе Дебëсы в Удмуртии накануне Дня Победы снесли старинный дом купца Соина, построенный на рубеже 19 и 20 веков. Здание находилось рядом с легендарным нулевым километром. В том месте, где сливаются Московский и Петербургский тракты и начинается Большой Сибирский тракт. По словам местных краеведов и историков, его судьба была неразрывно связана не только с историей села, но и республики в целом.
Информацией о сносе старинного дома уже заинтересовался Следственный комитет. Ведомство организовало доследственную проверку и должно выяснить, законно ли уничтожили здание.
«Накануне судебного разбирательства по иску общественности о признании здания объектом культурного наследия дом был снесен, тем самым уничтожен памятник истории и культуры — одно из старинных и знаковых зданий села Дебёсы. В рамках проверки будут установлены все обстоятельства произошедшего. С учетом полученных данных, им будет дана оценка по статье „халатность“», — сообщили в ведомстве.
Старинный дом уже не вернуть, но споры о том, что произошло, не утихают. Общественность села и республики раскололась на тех, кто возмущен уничтожением исторического дома, и тех, кто это одобряет.
Историк Павел Роготнев рассказывает о произошедшем с горечью. По его глубокому убеждению, совершена большая ошибка. В селе цинично уничтожили памятник истории и культуры.
«Это здание было построено купцом Соиным, как доходный дом под нужды Сарапульского земства, потом передали его в аренду почтово-телеграфному ведомству. Именно здесь с начала 20 века принимались исторические телеграфные сообщения об указах царя Николая второго, а после Октябрьской революции — первые Декреты Советской власти. Для жителей села оно было как окно в Россию и мир. В его стенах не раз бывал Кедра Митрей, будущий классик удмуртской литературы. Работая корреспондентом „Ижевской правды“, он отправлял свои заметки именно телеграфом. Запомнило это здание и народного поэта Удмуртии Степана Широбокова. Там располагалась редакция районной газеты, в которой он работал. Именно в уничтоженном доме увидели свет первое его стихотворение, посвященное Дебёсам, и первый очерк об истории нашего села», — рассказал историк.
Но есть и другие жители села, полностью поддерживающие решение местных властей и недоумевающие, почему информация о сносе здания имеет такой общественный резонанс.
«Все же сделано в рамках закона. Было публичное слушание, триста человек проголосовали против. Было решение депутатов о приватизации. Проводили торги, купить этот дом могли все желающие. Собственник заключил договор купли-продажи, взял разрешение на снос. А те, кто пишут враждебные комментарии, их даже не было на слушаниях. Насколько я знаю, дом был аварийным. Люди, которые сносили дом, рассказали, что переводы были гнилые, под окнами все гнилое было. Зачем эти старые строения нужны? И где доказательства, что это действительно дом Соина? Про это здание толком ничего неизвестно», — поделился Алексей Михайлов, коренной житель села Дебёсы.
Общественные слушания действительно проводились. Как рассказал в социальных сетях глава Дебёсского района Андрей Иванов, перед сносом здания в селе была проведена большая работа.
«В частности, 25 января 2023 года Общественным Советом Дебёсского района были проведены общественные обсуждения на тему сохранения и включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, „Достопримечательное место: исторический центр села Дебёсы“ (перекресток улиц Советская и Андронова со зданиями). Большинство участников (307 человек) проголосовали против включения данного здания в реестр», — объяснял глава района.
При этом, по словам Павла Роготнева, незадолго до слушаний заслуженные архитекторы Удмуртии Нина Степанюк и Лия Ившина обратились в Общественный Совет Дебёсского района с доводами о том, что историческую ценность здания нельзя определять голосованием местного населения. Они утверждали, что для принятии такого ответственного решения необходимо учитывать квалифицированное мнение специалистов. Однако к мнению архитекторов никто не прислушался.
В феврале Совет депутатов Дебёсского района включил здание в прогнозный план приватизации. Потом были проведены торги, на которых дом продали Дмитрию Дьяконову. Новый собственник распорядился зданием по своему усмотрению, освободив земельный участок. Теперь вместо снесенного дома в Дебёсах хотят построить новое здание, а пока идет стройка, установят билборд с его изображением . Глава района Андрей Иванов пообещал жителям, что он будет соответствовать облику села.
«У нас в республике нет музеев, посвященных ни Кедра Митрию, ни Степану Широбокову. Ранее коллектив музея Сибирского тракта предлагал открыть в этом здании выставочный зал и потихонечку начать формирование литературного музея. Ведь дом находился в очень знаковом месте: слияние двух дорог, по которым в разное время проехало столько наших знаменитых писателей и поэтов. Радищев, Вяземский, Герцен, Достоевский, Чернышевский… Добавить к этому списку можно удмуртских знаменитостей — Даниила Яшин, Олега Поскребышева, Павла Кулешова. Какой можно было бы создать замечательный музей. А мы еще говорим о развитии внутреннего туризма… Есть фотография 1910 года этого перекрестка, на ней можно увидеть этот дом и церковную площадь, она словно переносит в то время», — говорит Павел Роготнев.
Интересно, что и руководитель Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртии Ирина Савина не видит в историческом здании достаточной культурной значимости.
«То, что здание построено в 1925 году, согласно выписке ЕГРН, и то, что там находились какие-то партийные органы — этого недостаточно», — рассказала она «Коммерсанту».
На сообщение отреагировали телеграм-каналы.
«Мы с такими охранниками памятников никаких памятников не напасемся. Ну, а что не так? Реестр ЕГРН от 1925 года — это аргумент. Жаль, в конце позапрошлого века ЕГРН не было», — прокомментировал слова Савиной телеграм-канал LIFE.18
Получается, что в этом конфликте у всех своя правда. Администрация района не могла отремонтировать старое здание — тощий дебёсский бюджет такое просто не потянет. Поэтому власти от объекта решили избавиться — приватизировать и продать. Бизнесмен тоже сделал все по закону: кто ж откажется от участка в самом центре села, если есть деньги и бизнес-планы?!
Дом в Дебёсах не вернуть, его уже физически нет... Уходит в прошлое деревянная архитектура — точно так же в Ижевске, например, разрушается и уже почти исчез исторический квартал домов оружейников, которым тоже было более века.
Но все же у нас остаются вопросы. Кто должен решать судьбу таких исторических зданий, имеющих признаки памятников культурного наследия — жители на общественных слушаниях, или профессионалы — историки и архитекторы? Способна ли власть защитить нашу историю, или у нас теперь все решают деньги и бизнес-планы? Впрочем, уже понятно, что никто на них сегодня не ответит. Ни в Дебесах, ни в Ижевске, ни даже в Москве.
И раз уж Следственный комитет начал проверку по статье «халатность», может, надо проверять не только администрацию Дебёсского района, но и тех, кто повыше — Агентство по охране культурного наследия, в том числе, которое, прикрываясь справками ЕГРН, Бог весть, когда составленными, потворствует исчезновению памятников.