Предвидя справедливое возмущение граждан, которые о таком жалованье могут только мечтать, Udm-Info изучило методику подсчета. Выяснилось, что средняя зарплата и «сумма прописью», поступающая на банковскую карту работника, далеко не одно и то же. В первую очередь потому, что многие между словами «средняя» и «зарплата» редко замечают слово «начисленная». Отчасти в этом виноват и сам Удмуртстат, который (то ли случайно, то ли сознательно, пытаясь украсить картинку) не всегда упоминает о том, что речь идет только о той сумме, которая начислена работнику.
Как рассказала корреспонденту Udm-Info начальник отдела труда Удмуртстата Лейсира Бусарова, налоги и другие удержания из заработка при подсчетах не учитываются. При этом один только налог на доходы физических лиц сразу требует отрезать от красивой средней удмуртской суммы в доход государства 6 188 рублей.
Другой фактор, влияющий на окончательный результат, это включение в сумму заработка разных дополнительных выплат. Таких, как различные премии или, например, отпускные.
«Очень многие организации начисляют в первом квартале итоговые премии за прошлый год. Эти выплаты бывают очень существенными, и они тоже включаются в расчеты при определении среднего начисленного заработка», — объяснила Лейсира Бусарова.
Во многом этим объясняется и то, что самую высокую среднюю зарплату показали такие отрасли, как добыча полезных ископаемых (75,9 тысяч рублей), информатизация и связь (73 тысячи рублей) и финансовый сектор (63,2 тысячи рублей). Там традиционно работникам платят самые высокие годовые бонусы.
Аналогичная ситуация и с отпускными, которые многие жители республики уже начали получать. В следующих отчетах за второй и третий кварталы нынешнего года их тоже включат в расчет среднего заработка, который, скорее всего, не уменьшится, а то и еще больше подрастет. Зато в конце года, после периода отпусков, нас, вероятно, будет ждать не такая позитивная статистика.
Статистика при подсчете среднего начисленного заработка не учитывает то, каким образом работник зарабатывает свой хлеб. Если учитель в школе или медсестра в больнице работают на полторы или даже две ставки, чтобы хоть как-то свести концы с концами, начисленные им суммы все равно будут учитываться как одна зарплата.
Этим, кстати, иногда пользуются чиновники от образования и здравоохранения, директора школ и главврачи, чтобы отчитаться о выполнении так называемых «майских указов» Президента РФ. Они сокращают младший персонал, а освободившиеся ставки перераспределяют между оставшимися работниками, увеличивая тем самым среднюю зарплату по школе или больнице.
По словам Лейсиры Бусаровой, статистические отчеты о средней зарплате составляются в Удмуртстате на основании отчетов, предоставляемых в ведомство работодателями. Эти документы заверены электронной цифровой подписью и, теоретически, за предоставление ложной информации должностные лица могут понести административную ответственность. Но поймать их на этом крайне сложно, поскольку полномочий для проверки предоставленных сведений у статистиков почти нет.
«Конечно, мы можем заметить недостоверную информацию, если увидим в отчете какие-то явно не совпадающие цифры или другие заведомо нереальные сведения. Если же отчет выглядит правдоподобно, то уличить работодателя в недостоверности предоставленных сведений мы не можем. С налоговыми органами, например, в этом направлении мы не работаем», — рассказала Лейсира Бусарова.
В такой ситуации остается только догадываться, что там пишут в отчетах те представители, скажем, малого и среднего бизнеса, которые платят своему персоналу зарплаты по серым схемам или вообще в конвертах. А мы потом удивляемся, почему зарплата по данным статистики так далека от реальной.
Ведь медианная зарплата в Удмуртии так и осталась на уровне 30 тысяч рублей в месяц. К тому же, как мы сообщали ранее, заработная плата является основным источником дохода только для 40% жителей Удмуртии. Таковы итоги Всероссийской переписи населения 2020 года, которые продолжает обрабатывать и публиковать Удмуртстат.