Региональная программа «Школьное молоко» родилась в кабинетах тогдашних властей Удмуртии в 2005-м году. Она решала тогда две задачи, о которых говорили открыто. Во-первых, обеспечив школьников витаминизированным молоком, снизить среди них заболеваемость. А во-вторых, поддержать бюджетными деньгами местного производителя.
Что касается первой задачи, то 18 лет назад она выглядела как никогда актуальной. Достаточно вспомнить скудный семейный рацион тех лет, чтобы понять: нужно было элементарно накормить детей, дать им то, что они по разным причинам недополучают дома.
Вторая задача — поддержать только-только встававший на ноги будущий холдинг КОМОС-ГРУПП — также выглядела тогда разумной. Республике нужен был собственный большой производитель молочной продукции, способный в итоге выйти на федеральный уровнь. Что в итоге и случилось.
«Очень хорошо, что школьное молоко будет выпускаться в Удмуртии. Это позволит не только сэкономить республиканский бюджет, но и поддержит местного переработчика», — говорил тогда президент Удмуртии Александр Волков.
Актуальны ли сегодня те задачи, которые решала программа «Школьное молоко». Только отчасти. Школьники 1-4 классов по-прежнему нуждаются в здоровом питании, но необходимости кормить их в школе дважды никакой нет, считают специалисты.
А питаются младшие школьники действительно дважды: получают завтрак (в него включается и «школьное молоко», а потом обед, уже по президентской программе школьного питания. Перерыв между приемами пищи составляет около двух часов, и школьники просто не успевают проголодаться. Как результат — от 16 до 40% готовых обедов отправляются в мусорные баки.
«Мы наблюдаем достаточно высокий индекс несъедаемости. В основном это касается сельской местности, где за короткий период нахождения младших школьников в школе — от 4 до 6 часов в день — мы кормим их два раза. Пищеблоки работают с большой нагрузкой, ведь нужно качественно помыть посуду и приготовить новую порцию пищи. Должно быть время и для питания старших школьников. С учетом переполненности наших школ это очень сложная история», — заявила министр образования и науки Удмуртии Светлана Болотникова.
Главным поставщиком «школьного молока» в Удмуртии всегда было подразделение агрохолдинга КОМОС-ГРУПП «Сарапул-молоко». Его реконструировали при государственной поддержке в 2008-м году, закупив специальную линию по производству «школьного молока» за 180 млн руб. (по тем временам это очень серьезные вложения).
Но все затраты и вложения КОМОСа давно «отбились», наверняка принеся хорошую прибыль. И сегодня агрохолдинг в такой государственной поддержке совершенно не нуждается. Для него производство «школьного молока» в сравнении с прочими объемами производства — капля в море. А у властей республики с отменой программы, выполнившей свои задачи, появляются «свободные» деньги, которые можно использовать более эффективно.
И это действительно вопрос эффективности использования бюджетных средств — наших с вами налогов. Двухразовое питание в школах — не благо, как может выглядеть со стороны, а в большинстве случаев — излишество. Как, уж простите за сравнение, «работа на унитаз», когда человек потребляет столько, сколько ему не нужно. Но потребляет: если есть, почему не съесть?
«Большая часть обедов выбрасывается в бачки. Такую картину мы наблюдаем с 2020 года. На сегодняшний день единственное для нас решение, это отказаться от региональной программы Школьное молоко и оставить один горячий прием пищи. Сэкономленные при отказе от этой программы деньги будут направлены на обеспечение безопасности школ», — заявила Светлана Болотникова.
Да, кто-то из учеников действительно нуждается в двухразовом питании. Но таких меньшинство, это во-первых, а во-вторых, если ребенок действительно в этом нуждается, ему могут организовать адресную помощь.
Спускать в помойный бак миллионы рублей исключительно ради «сохранения мер социальной поддержки» власти не хотят. И у них есть для этого серьезные резоны.
«В соответствии с санитарными правилами перерыв на прием горячего питания должен составлять 20 минут. Но 25% школ Удмуртии переполнены, и, чтобы накормить ребят, нужно составить расписание так, чтобы у всех были эти 20 минут на прием горячей пищи. Это не всегда получается. Или перемена составляет 15 минут, или приходится так организовывать питание, что школьники получают завтрак сразу после первого урока, а уже через два урока получают обед. При этом, по нормам, если ребенок находится в учебном заведении до 6 часов, то ему предоставляется горячий завтрак, если более 6 часов — предоставляется обед. Питание школьников следует организовывать правильно, это важно для развития детского организма», — считает глава управления Роспотребнадзора по Удмуртии Наталья Матюшина.
Программа «Школьное молоко» в этом году обошлась бы бюджету республики в 270 млн рублей. Деньги серьезные, особенно если учесть, что высвобождаются они с отменой программы на фоне ощутимого бюджетного дефицита.
Трат у республики значительно больше, чем постоянных доходов. Так, приведение в современное состояние системы безопасности школ стоит около 7 млрд рублей, но взять их пока неоткуда. А взять необходимо, что вряд ли кто-то станет оспаривать после трагедии в ижевской школе №88. Поэтому в правительстве региона и решили вложить средства в обеспечение безопасности школ.
По словам министра образования и науки Удмуртии Светланы Болотниковой, на сегодняшний день физической охраной обеспечены все образовательные учреждения 1–3-й категорий, а также, по решению муниципалитетов, учреждения 4-й категории.
«Денежные средства зарезервированы на три года, следующий этап — это более 500 млн рублей, которые будут направлены на организацию голосового оповещения и решение проблемы КПП, где это требуется», — заявила Светлана Болотникова.
Также Светлана Болотникова отметила, что во многих школах республики отсутствуют мобильные кнопки, они нужны как дополнительная мера безопасности. Средства на установку таких кнопок планируется изыскать за счет отказа от региональной программы «Школьное молоко».
Решение властей Удмуртии отменить программу «Школьное молоко» наверняка вызовет недовольство. Все мы к чему-то привыкаем, особенно к «бесплатному», и потом тяжело с ним расстаемся, причем даже тогда, когда необходимость в нем отпала.
Но на то она и власть, чтобы брать на себя ответственность за решения. В том числе и не очень популярные. Но таковыми они становятся, если власть не объясняет своих действий. В этот раз произошло наоборот — решение было детально объяснено, приведены доводы, которые, надеются в правительстве, люди поймут.