Posted 1 сентября 2023, 06:05
Published 1 сентября 2023, 06:05
Modified 5 декабря 2023, 13:48
Updated 5 декабря 2023, 13:48
О том, в каких условиях строилась и работала ижевская ТЭЦ-1 — в сериале Udm-Info.
«Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».
Эти слова, сказанные Сталиным в феврале 1931 года на конференции работников социалистической промышленности, не были фигурой речи. Руководство страны прекрасно знало, что второй мировой войны избежать не удастся, и усиленно к ней готовилось. Сталин как в воду глядел: через 10 лет наступил 1941-й…
Представители «Ижстальзавода» (так назывался тогда объединенный сталеделательный и оружейный завод) наверняка присутствовали на этой конференции. Не могло их там не быть, поскольку все сказанное напрямую касалось самого крупного в стране производителя стрелкового оружия — «Ижстальзавода». Главной проблемой которого в конце 1920-х — начале 1930-х годов была именно энергетика.
Что могли дать заводу имевшиеся в Ижевске две электростанции в 183 киловатта каждая? Очень и очень мало, поэтому и подавляющая часть станков и машин на производстве имели механический, а не электрический привод. О серьезном росте производства в таких условиях не могло быть и речи, городу-заводу требовалась модернизация, провести которую без строительства собственной мощной электростанции было невозможно. Вот только взяться этой электростанции в конце 1920-х было неоткуда, нужно было строить ее, что называется, «с нуля», но денег на стройку у молодого Советского государства не было.
«Мы Россию всю, и промышленную, и земледельческую, сделаем электрической», — обещал Ленин, при котором разрабатывался знаменитый план ГОЭЛРО — планом развития не только энергетики, но и всей экономики страны, полностью согласованный с планами развития территорий.
Нашлось в плане ГОЭЛРО место и «ИЖГРЭС» — так называли тогда будущую главную ижевскую электростанцию. Необходимость ее строительства подтвердили и результаты первой пятилетки, с которой республика худо-бедно справлялась, но для дальнейшего развития ей требовались серьезные энергетические мощности. Ни о каком выполнении планов второй пятилетки без строительства «ИЖГРЭС» не могло быть и речи, поэтому в 1930 году вопрос со строительством был решен.
Но не был решен другой вопрос, от которого напрямую зависело строительство будущей ТЭЦ — откуда брать деньги? Если со строительными работами завод и город еще как-то могли справиться, то вопрос закупки оборудования был вне пределов компетенции местных начальников.
Дело в том, что СССР находился тогда под еще более серьезными санкциями, чем нынешняя Россия. Западные страны старались не продавать нам передовые машины и технологии, а если и продавали, то искусственно создавали проблемы.
Именно так вышло с покупкой турбин для первой ижевской ТЭЦ. Все ее строительство обошлось в гигантскую по тем временам сумму — в 23 миллиона полновесных советских рублей. Большая часть этих денег предназначалась для покупки турбин у известной чешской фирмы Skoda.
Турбины в итоге были поставлены, но… некомплектные. Причем, как впоследствии убедилась принимающая сторона, некомплектными турбины были отправлены в СССР намеренно. Решить эту проблему своими силами и руководства города и завода возможностей не было, ее решали на самом «верху». Какими именно санкциями пригрозило чехам руководство молодой советской страны, история умалчивает, но в итоге Skoda выполнила все обязательства перед покупателями.
Что же касается строительных работ, то они выполнялись собственными силами, несмотря на отсутствие специальных машин и серьезного опыта у участников. Место для будущей «ИЖГРЭС» было выбрано прямо на берегу пруда — там, где стояли жилые дома заводчан и работал небольшой рынок.
«Пасмурный осенний день. Кончив работу, труженики Ижстальзавода со знаменами, с оркестром двинулись на берег пруда. Там и состоялся митинг, посвященный началу закладки электростанции. После митинга организовали субботник. Так начались первые работы по строительству большой электростанции, как ее тогда называли ИЭГРЭС. Это было 29 сентября 1930 года», — писала «Ижевская правда».
Начальником будущей «ИЖГРЭС» был назначен Филипп Голованов, красный партизан, совсем недавно демобилизованный из Красной Армии. Ему предстояло не только организовать строительство, но и отстаивать его необходимость — в самом начале 1930-х годов стройка из-за отсутствия средств была приостановлена. И только 19 января 1933 года был издан приказ Наркомата тяжелой промышленности о возобновлении строительства ТЭЦ и включения стройки в систему Ижстальзавода. Стройка была объявлена ударной, а уже в марте 1933 года на ней трудилось более 600 человек.
О том, в каких условиях шло строительство будущей ижевской ТЭЦ-1, о соревновании со строителями Днепрогэса и влиянии «железного» сталинского наркома Серго Оджоникидзе — в следующей части.