В текущем году в список на ремонт попали 48 участков дорог в 12 селах и деревнях региона. К примеру, в деревне Оленье Болото Сарапульского района отремонтировали сразу три улицы общей протяженностью 1,15 км. Эти улицы составляют основную дорогу в деревне, она ведет к ФАПу, школе и магазинам. А еще это транзитная дорога, которая связывает две трассы — Костино-Камбарка и Сарапул-Каракулино. Дорогу ремонтировали несколько лет назад, и за эти годы она сильно разрушилась.
«В этом году мы решили полностью ее обновить, поскольку она для людей основная. Кроме того, в деревне работает дом престарелых, к которому нужен хороший подъездной путь, что мы и сделали. В следующем году проведем большой ремонт улицы Советская в селе Мостовое», — рассказал начальник отдела дорожной деятельности администрации Сарапульского района Александр Шикшинский.
Не дорога, а направление оставалось и в с. Уром Малопургинского района. Хотя в село возят детей в детский сад и школу жители соседних четырех деревень.
«Это была дорога сплошь в ямах и рытвинах. Весной, при таянии снега и осенью, когда идут дожди, здесь было просто не проехать. Мы возим в село сына в детский сад и дочку в школу. У нас была машина „Лада Калина“, так она не справлялась со слоем воды и грязи. Пришлось продать и купить старенький внедорожник „Ниву“. Только тогда еще можно было проехать по этой дороге. Сейчас ее отремонтировали, и это небо и земля!», — рассказала корреспонденту Udm-info Альфия Березина.
О направлениях, в которые превратились сельские дороги, рассказали и другие жители Удмуртии. К примеру, по словам жителей, отвратительное состояние дороги в д. Новые Пазелы.
«При продаже земельных участков на улице Градостроительной им обещали, что дороги будут в хорошем состоянии и соответствовать ГОСТу. Но, по факту, оставили нас с разрушенной дорогой», — рассказала в соцсетях жительница деревни Олеся П.
Вся в ямах и рытвинах дорога и в ижевском микрорайоне Орловское. Жители уже несколько лет не могут достучаться до чиновников.
«Улица Меркушева является главной в микрорайоне, и по ней ежедневно несколько раз в день мы вынуждены трястись по кочкам и ямам, так как из микрорайона один единственный въезд и выезд. Ямочные ремонты, проводимые на улице Меркушева, не приносят желаемого результата — последнего ямочного ремонта хватило на 1,5 месяца, так как с приходом дождей и снега вместе с „залатанными“ дырами появились новые», — написала в соцсетях Ольга Е.
В миндортрансе Удмуртии говорят, что при принятии решения, какую дорогу ремонтировать по нацпроекту, важными факторами становится наличие в деревне или селе школы, детского сада, больницы и ФАПа.
Также на выбор, по словам чиновников, могут повлиять и сами жители населенных пунктов, считают общественники.
«Надо говорить и доносить до власти, что у вас есть проблемы, чтобы в муниципалитете узнали о них, проверили, включили в списки ремонтов. В этом случае результат не заставит себя долго ждать. Нацпроект рассчитан до 2030 года. Это значит, что ежегодно республика будет получать гарантированное финансирование из федерального и регионального бюджетов на дорожные работы в районах. За это время очень много дорог можно привести к нормативу, получить десятки километров нового дорожного полотна», — рассказала член Общественного совета при миндортрансе Удмуртии Анастасия Карманова.
Неоднократно обращались к властям жители нового жилого массива в д. Большая Венья Завьяловского района. Земельные участки здесь раздали многодетным и малоимущим, а дорогу не заасфальтировали.
«Мы обращались в администрацию района, спрашивали, когда сделают дорогу. Как жить-то без дороги? Она грунтовая, едешь по ней — машину трясет, а в ненастье просто тонем в грязи. А нам ответили, что в ближайшее время асфальтирование дорог в нашем массиве не планируется. И предложили нам принять участие в программе „Самообложение“. Это когда на ремонт дороги скидываются жители. Дожили! Откуда у многодетных и малоимущих деньги на ремонт дороги? Это же сотни тысяч рублей!», — рассказала корреспонденту Udm-info жительница деревни Ольга Тойкина.
На тему плохих дорог жители Удмуртии неоднократно обращаются и к главе региона Александру Бречалову. Михаил по работе часто ездит по трассе из Ижевска до Татарстана. По его мнению, это самый «убитый» участок федеральной трассы М-7 «Волга».
«На этой трассе хуже дорог, чем у нас, ни у кого нет. Несчастные 140 км сделать уже 30 лет не могут. Федеральная дорога — это визитная карточка республики. Больше всего туристов в республику едут на машинах. И что они видят: заплатка на заплатке. Я уже не говорю про две полосы в каждую сторону, одну бы хоть сделали. Когда будет уже нормальная дорога от Ижевска до границы с Татарстаном?», — написал Михаил на странице Бречалова во «ВКонтакте». Руководитель республики ему пока не ответил.
Тем временем, в 2024 году по нацпроекту в районах республики планируют отремонтировать 42 дорожных объекта общей протяженностью свыше 33 км. Дорога в Большой Венье снова не попала в список.
«Что ж, видимо, придется нам копить деньги на ремонт. Если тысяч по 10 каждый месяц откладывать, то года за четыре накопим», — резюмировали жители деревни.
Отметим, по данным миндортранса региона, в Удмуртии непроезжими остаются около 500 км дорог. Чтобы отремонтировать их такими темпами, как происходит сейчас, потребуется около 15 лет.