Объем затрат стал известен 19 февраля после подведения итогов торгов, где «Интеллектуальные транспортные системы» были единственным участником. Предметом муниципальной закупки была установка на платных автостоянках в центре города систем фото- и видеофиксации, информационных табло и прочей электроники, а также обслуживание автоматизированной информсистемы «Парковочное пространство».
Только на цифровую «начинку» парковочных мест муниципалитет, возможно, потратит больше бюджетных денег, чем городская казна зарабатывает на платных парковках. При этом не будем забывать, что в местах платной стоянки надо еще наносить и обновлять разметку, чистить парковки от снега зимой. Все это тоже стоит денег сверх 170 млн рублей, которые росчерком пера уже потрачены на минувшей неделе.
Если сравнить расходы на содержание одного из приоритетных проектов городской власти и доходы, которые бюджет получает от оплаты парковок и штрафов за уклонение от нее, можно вспомнить популярный анекдот из 90-х годов прошлого века о новых русских предпринимателях. Герои этой смешной истории купили ящик водки, перепродали его за полцены, а вырученные деньги пропили.
По итогам 2023 года в столице Удмуртии за счет пользования водителями платными парковками городская казна заработала более 17 млн рублей. Эти данные привел глава города Дмитрий Чистяков на октябрьской встрече с редакторами местных СМИ, о чем сообщало Udm-Info.
От штрафов за уклонение от оплаты счетов в бюджет, по предварительным данным, поступило еще около 51 млн рублей. Такие данные привел корреспонденту Udm-Info депутат думы Ижевска Алексей Хлебников. По его словам, эта сумма была названа в ходе одного из заседаний постоянной комиссии гордумы по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии, зампредом которой является Хлебников.
Итого, получая в год от платных парковок меньше 70 млн рублей, мэрия широким жестом отдала маленькому и убыточному ООО (по данным «СПАРК-Интерфакс», «Интеллектуальные транспортные системы» в 2023 году получили чистый убыток в 27,1 млн рублей) весь двухлетний доход от платных стоянок, чтобы оно снабдило парковки электроникой и обслуживало ее. Если добавить сюда расходы на содержание самих стоянок и вывоз оттуда снега зимой, чтобы не вводить для автомобилистов бесплатные недели после каждого снегопада, получится, что платные парковки в Ижевске себя не окупают.
«170 млн рублей на 2 года — это получается, что одно место в месяц обходится городу где-то в 5 тысяч рублей. О том, что содержится в этом контракте, я рассказывал ранее (концептуально он почти такой же, как в том году). А вот о том, чего там нет, рассказать можно. Есть в контракте благоустройство парковок? Нет! Есть ли в контракте очистка парковок? Нет! Передается ли оборудование, которое установит победитель, в муниципальную собственность? Нет! И все это уже на два года. Поменять ничего нельзя», — негодует Алексей Хлебников.
Сегодня об этом мало кто вспоминает, но проект платных парковок в Ижевске изначально задумывался как убыточный для города. По крайней мере, в первые три года своего существования. В бюджете Ижевска на 2023 год на мероприятия по созданию единого парковочного пространства предусмотрели 100,8 млн рублей, в 2024 и 2025 годах — по 97,2 млн рублей. В то же время доходы от платных парковок в 2023 году планировались на уровне 72 млн рублей, в 2024 году — 78 млн, а в 2025 году — 82 млн рублей.
Мы уже знаем, что план по доходам не был достигнут даже по самым оптимистичным оценкам. Но убыточными платные парковки являются только для городской казны, то есть для налогоплательщиков. Побеждающие в муниципальных конкурсах компании, наоборот, извлекают из них осязаемую и вполне неплохую прибыль.
По данным информационного сервиса «СПАРК-Интерфакс», ООО «Интеллектуальные транспортные системы» было создано в 2021 году для деятельности по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов. Фирма с уставным капиталом в 10 тысяч рублей принадлежит предпринимателям Григорию Стрелкову, Дмитрию Касаткину и Вячеславу Шубко.
Помимо выигравшего последние торги при полном отсутствии конкуренции ООО «Интеллектуальные транспортные системы», в прошлом году заработать на стояночных счетах удалось и ижевскому муниципальному предприятию «Дорожное ремонтно-эксплуатационное управление» (ДРЭУ). Когда в городе платные парковки только создавались, было принято решение о том, что данная деятельность относится к работам на улично-дорожной сети. Это так и есть, но только отчасти. Потому что кроме дорожных работ по обслуживанию парковочных мест, требуется еще и разработать для них IT-решения.
Все началось еще в прошлом году, когда, чтобы найти подрядчика для выполнения всех этих работ, муниципалитет организовал два аукциона, причем в каждом из них дорожные работы и разработка программного обеспечения были объединены в один контракт. При этом администрация города приняла в рамках закона решение предъявить к участникам закупки дополнительные требования. Принять участие в прошлогоднем конкурсе могла только организация, имеющая внушительный опыт в дорожной сфере.
«Это было сделано в двух контрактах без фиксированного объема работ. То есть заказчик указывает, сколько ему надо единиц этих работ и по отторгованным расценкам „заказывает“ у исполнителя нужный объем работ. Я сделал соответствующие запросы. Узнал планируемый объем по контрактам. Всего по первому контракту город платит 16,1 млн рублей, а по второму — около 56 млн рублей. Из них по первому дорожных работ на 973 тысячи, а по второму — на 5,5 млн рублей. Иначе говоря, 6% от первого контракта и 9,7% — от второго. Все остальное — это программное обеспечение, видеофиксация и обслуживание программно-аппаратного комплекса. И тут у меня главный вопрос первой истории: как вы думаете, много ли организаций, способных разработать программное обеспечение и обслуживать его, и при этом на досуге заниматься нанесением дорожной разметки?» — рассказывает Алексей Хлебников.
Депутат утверждает, что разделив эти контракты на две части — по дорожным работам и по разработке программного обеспечения, можно было бы организовать все намного лучше. Получилось в итоге так, как получилось. Или так, как было задумано. Изучив конкурсную документацию, можно прийти к оценочному суждению о том, что ДРЭУ оставило себе «дорожную» часть выигранных контрактов, а то, что связано с информационными технологиями, перепродало.
«Как мы помним, огромная часть работ с дорожной сферой не связана. Соответственно, у ДРЭУ нет компетенций, чтобы сделать информационную систему. И этот МУП объявляет уже свой конкурс для поиска подрядчика по ровно тем же работам, которые требовались заказчику в соответствии с первым муниципальным аукционом. И ДРЭУ уже никаких дополнительных требований к субподрядчикам не предъявляет. Конкурсы состоялись, победила в них одна и та же организация. В итоге с первого контракта у ДРЭУ остается 7,2 млн рублей, а во втором — 9,5 млн рублей. При этом весь объем работ от ДРЭУ по информационной системе передается третьей организации. То есть ДРЭУ, абсолютно ничего не делая, разумеется, если все эти контракты исполняются, получает чуть меньше 17 млн рублей чистой прибыли», — продолжает свое расследование депутат Алексей Хлебников.
Он говорит, что направил запрос в ДРЭУ с просьбой разъяснить ситуацию. В своем ответе дорожники написали, что они — коммерческое предприятие и имеют полное право получать прибыль. Впрочем, это утверждение никто и не оспаривал.
«Если бы изначально источником этих средств не был городской бюджет, я бы первым сказал, что они лучшие предприниматели города», — добавляет Хлебников.
Наши читатели могут подумать, что вся схема была придумана только для того, чтобы перекачать деньги из муниципальной казны сначала в подконтрольное «коммерческое предприятие», а затем по карманам. Но за мысли своих читателей редакция Udm-Info ответственности не несет.
Тем временем нынешнему главе Ижевска Дмитрию Чистякову, который получил платные парковки в наследство от своего предшественника, похоже, все нравится. По его словам, только за счет оплаты платных парковок к сентябрю прошлого года удалось накопить столько денег, что их хватило на ремонт улицы 50 лет ВЛКСМ в Ижевске.
В нынешнем году, по словам Дмитрия Чистякова, за счет «парковочных» денег будут благоустроены сами платные парковки. Об этом мэр отчитался в прямом эфире ЦУР Удмуртии.
«В 2023 году на деньги, полученные с платных парковок, а это около 18 млн рублей, мы отремонтировали дороги на улице 50 лет ВЛКСМ. Это было пожелание самих горожан. В следующем году те деньги, которые у нас появятся от работы платных парковок, мы планируем направить на благоустройство самих платных парковок. Мы приведем их в порядок. Сделаем то, что, может быть, надо было сделать изначально», — сказал Чистяков.
Градоначальник отметил, что платные парковки — проект нужный и важный для города, но по-прежнему вызывает много вопросов. Один из них, по нашему мнению, заключается в том, что если бы на ремонт дорог были направлены не 17 млн рублей, а 170 млн (те самые, что теперь причитаются малоизвестному ООО «Интеллектуальные транспортные системы» после победы в февральском аукционе), то отремонтировать можно было бы не одну улицу, а десяток. По крайней мере, так получается по законам арифметики.
«Они (парковки — ред.) разгружают центр, дают возможность приезжать и решать какие-то вопросы, а не искать место для парковки. Точно не буду критиковать людей, которые принимали решение о платных парковках. Я бы кое-что сделал иначе, но откатывать назад мы эту историю точно не будем, мы ее будем корректировать», — убежден мэр столицы республики.
Тем временем, на данный момент Ижевск является аутсайдером российского рейтинга платных парковок, который готовит компания «Дорнадзор». В 2023 году список включал в себя 24 российских города, где организованы платные парковочные пространства, и Ижевск расположился в нем на совсем не почетной 17-й позиции.
Многие жители удмуртской столицы убеждены, что проект платных парковок здесь полностью провалился. Наши читатели полагают, что он не только не разгрузил улицы, но и привел к тому, что водители стали оставлять машины где попало, чтобы не платить по чересчур завышенным, как считают горожане, тарифам.
Один из наших читателей еще минувшей осенью прислал в редакцию снимки, на которых видно, что платная парковка на улице Пушкинской рядом с Городской клинической больницей №2 пустует, в то время как припаркованные бесплатно вдоль дороги автомобили занимают едва ли не целую полосу.
«Горожанам, даже весьма далеким от автовождения, стало ясно, что идея с платными парковками окончательно провалилась. Они пустые. А автомобилями забиты дворы, проезды, и т. д. Вот типичное фото на улице Пушкинской. Вдоль клинической больницы яблоку негде упасть. Машины на газонах, во дворах жилых домов, вдоль Пушкинской полностью занимают целую полосу! Три платных парковки при этом простаивают. Водители не обращают внимания на запрещающие знаки. Нужны нам такие парковки? Что они разгрузили? Это бардак полный. И зачем их так много?» — поделился с корреспондентом Udm-Info автор фотографий.
По его мнению, главная проблема заключается в том, что для создания платных мест для стоянки машин городские власти не организовали специальные автостоянки, а просто очертили часть дороги, поставили знаки и стали брать деньги за стоянку в этих местах. Тех, кто не разобрался в системе оплаты и не внес деньги вовремя, беспощадно штрафуют. При этом финансовая выгода, как предполагает читатель, не оправдывает созданных людям проблем.