На сессии рассмотрели обширную презентацию об уборке снега в сезоне 2023-24 годов. В документе отмечено, что прошедшая зима была очень снежной, и не только в Ижевске, где осадков выпало 260% от нормы, но и во многих регионах Приволжского и Уральского федеральных округов. К примеру, по данным доклада, в Казани из-за обильных снегопадов автобусы не могли доехать до конечных остановок. В Самаре и вовсе произошел транспортный коллапс: в середине января автобусы, троллейбусы и трамваи не могли выехать на линию из-за снежных заносов — вагоны стояли под снегом. Похожая ситуация сложилась и в Челябинске: общественный транспорт застревал на нечищеных дорогах.
В Ижевске крупного транспортного коллапса удалось избежать. Об этом ранее неоднократно упоминал и глава города Дмитрий Чистяков. Однако сами подрядчики признали, что уже 2 января допустили «объективную недоработку» — образование келейности на дорогах. Причинами назвали резкий перепад температуры воздуха, недооценку рисков и дефицит кадров. К примеру, Служба благоустройства и дорожного хозяйства (СБиДХ) Ижевска в зимний период была обеспечена работниками на 67%, ДРЭУ — на 58%.
Все эти факторы привели к тому, что, несмотря на все усилия, качество уборки Ижевска от снега оставляло желать лучшего. Это признали и авторы презентации.
«Изначально несистемно прыгали по обращениям граждан. Далее — составляли планы работ на несколько дней вперед и информировали жителей о сроках уборки. Но затем ввели режим повышенной готовности с 19 января, это позволило привлекать дополнительные средства без торгов», — отмечено в презентации.
Уборке города от снега на оценку «отлично» не помогло даже увеличение финансирования до 320 млн рублей на вывоз снега. По данным властей Ижевска, вывозимый с улиц снег уже попросту некуда складывать. Полигон на улице Пойме уже давно не справляется с объемами, и нужен еще один. Его планируют оборудовать в Устиновском районе города.
Огромную роль сыграла и нехватка снегоуборочной техники. По данным презентации, всего город нынешней зимой убирали 270 единиц техники, включая самосвалы, из них чистящей техники — всего 98 единиц (25% от нормы). Для предотвращения полного коллапса пришлось привлечь еще 98 единиц техники благодаря субподрядам, а также попросить помощи у добровольцев-«снегоборцев» — более 1 тысячи волонтеров присоединились к 100 штатным дворникам.
Поэтому главный вопрос, который, по мнению городских коммунальных чиновников, требует немедленного решения — вопрос с пополнением парка техники главного предприятия по уборке снега, ДРЭУ.
Из общего количества техники, 270 единиц, на балансе ДРЭУ состоит 146 единиц. Из них лишь 75 единиц предназначено для зимней уборки. Износ всей техники ДРЭУ составляет 88%. В нынешнем сезоне предприятию пришлось привлекать по договорам субподряда по 75 единиц в смену, что привело к дополнительным расходам в 75 млн рублей.
Пора что-то делать, решило руководство СБиДХ и ДРЭУ, и предложило администрации Ижевска применить современный инструмент — закупить технику для предприятия в лизинг, 55 единиц. Среди них, в частности, 6 самосвалов — сейчас у ДРЭУ их 14 и износ составляет 80%; 9 тракторов «Белорус» (сейчас — 28, износ 68%); 7 фронтальных погрузчиков (сейчас 8, износ 64%);. 2 экскаватора-погрузчика (сейчас 4, износ 80%); 3 «Бродвея» (сейчас 4, износ 90%); 1 бульдозер (сейчас 1, износ 100%). Также в планах приобрести для ДРЭУ 3 подметальные машины — сейчас их у предприятия не имеется.
Если депутаты гордумы согласятся с предложением о покупке техники в лизинг, тогда городским коммунальным службам не придется привлекать к уборке города субподрядчиков и платить им деньги — лучше потрать их на технику, которой будет владеть муниципалитет. Но депутаты засомневались — и в степени износа техники ДРЭУ, и в ее имеющемся количестве. Один из народных избранников попросил организовать для депутатского корпуса экскурсию на ДРЭУ, чтобы убедиться в приводимых доводах. Решение вопроса о покупке техники для предприятия пока отложили.
И депутаты, и авторы презентации, и администрация Ижевска, и представители ДРЭУ признали, что в зимнем содержании города необходимо менять подходы, старые не годятся. Как вариант, нужно сократить сроки заключения контрактов на уборку снега до одного или двух лет (нынешние действуют с 2021 года). Также требуется изменить территориальное деление в контрактах — разбить на более мелкие участки. Необходимо прописывать в договорах более детальное техническое задание с большим видом работ — в частности, работы грейдера и ремонт «картами» более 25 кв. м. И заключать отдельный контракт на уборку платных парковок.
Кроме того, по мнению СБиДХ, необходимо актуализировать расценки на проводимые им работы с учетом текущих цен (сейчас цены действуют с 2021 года). Также планируется ввести систему контроля за движением техники, закупить дорожную лабораторию (деньги уже заложены в бюджете на 2024 год) и установить автоматизированный комплекс фиксации состояния дорог при их содержании.
Еще в планах властей — оборудовать в Ижевске снегоплавильные станции. С таким предложением два года назад обращались к властям ижевчане. Сейчас специалисты подбирают места для установки снегоплавилок и считают экономику проекта.
Эти предложения депутаты гордумы рассмотрят на следующей сессии. Как и вопрос о приватизации МУП «ДРЭУ», решение по которому на сессии 21 марта отложили.