Такие данные содержатся в отчетах Минпросвещения и Росстата. Если в Москве школьный учитель работает в среднем на 1,3 ставки и получает 111,7 тыс. рублей в месяц, то, к примеру, в Костромской области педагог, работающий на 1,65 ставки, получит чуть больше 36 тыс. рублей. За одну ставку «чистыми» он получит лишь «минималку» — около 19,2 тыс. рублей. Получается, что ценность ставки педагога в Костроме в четыре раза ниже, чем у его московского коллеги, пишут «Новые Известия».
И в большинстве регионов Центральной России, работая на одну ставку, учитель с высшим образованием получает лишь 20-25 тысяч рублей «чистыми». И только если он берет на себя нагрузку до 1,5 и боле ставок, то «подтянет» свой доход до 35-38 тыс. рублей — суммы, которую получает продавец без базового образования в магазине продуктов.
В Удмуртии средняя заработная плата учителей (данные из того же отчета Росстата) составляет 41 тыс. рублей. Среди регионов Приволжья больше всего получают педагоги в Татарстане — 51,2 тыс. и Пермском крае — 48,4 тыс. рублей. Аутсайдеры ПФО — Мордовия — 31,9 тыс. (еще меньше, чем в Костромской области) и Ульяновская область — 36,9 тыс. рублей.
По данным Минпросвещения, такую нищенскую зарплату, часто не доходящую до средней по региону, получают высококлассные педагоги. Исходя из ведомственной статистики, более 60% учителей в школах имеют 1-ю или высшую квалификационную категорию и стаж 10 и более лет. Те, кто приходит в школы из вуза, зарабатывают еще меньше.
Чего же удивляться, что профессия учителя среди молодежи не котируется.
«Мой педагогический стаж — более 50 лет. Всю жизнь я работала в школе с повышенной нагрузкой, как минимум на 1,5 ставки. Естественно, не от хорошей жизни. Не зря у нас бытует поговорка: „На одну ставку есть нечего, на две — некогда“. Несмотря на такую нагрузку, выходя на заслуженный отдых, получила мизерную пенсию. В этом году мне исполняется 80 лет, а я до сих пор продолжаю работать, потому что прожить на учительскую пенсию невозможно», — говорит учитель истории и обществознания из Ярославской области Ольга Семенова.
Молодежь при таких условиях в школе не задерживается. Средний возраст педагогов в ее учебном заведении — около 50 лет.
«Кто будет работать, когда наше поколение уйдет, я не знаю. Чтобы „омолодить“ учителей, надо, конечно, поднимать зарплаты и уменьшать бюрократическую нагрузку на педагога. Возможно, в таких условиях молодежь пойдет в школы», — считает учитель.
В начале года в Минпросвещения отчитались, что из педагогических вузов в школы идут 79% выпускников. Но каждый второй из них уходит, не проработав и 5 лет. Молодых не устраивает высокая нагрузка при мизерной зарплате, а также многочисленные бюрократические требования. В итоге учителей не хватает в 80% российских регионов.
Кадровый голод покрывается чаще всего не молодыми специалистами, а увеличением нагрузки на имеющихся учителей. Это в итоге ведет к эмоциональному выгоранию и проблемам со здоровьем у педагогов.
По данным Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, педагоги страны стремительно стареют: в прошлом учебном году всего 14,6% учителей были моложе 30 лет, от 30 до 45 лет — 31,5%, от 45 до 59 лет — 41,3%.
Устранить кадровый дефицит в российском образовании невозможно без повышения стоимости учительской ставки, считают эксперты. На конец 2023 года она составляла в среднем 312 рублей в час, — ниже зарплаты рабочего средней квалификации.