Posted 29 мая, 06:33
Published 29 мая, 06:33
Modified 29 мая, 08:27
Updated 29 мая, 08:27
Люизит — отравляющее вещество кожно-нарывного, общетоксического и раздражающего действия — в Камбарку начали завозить на хранение в конце 1941 года. И лишь в 2006 году дошла очередь до его уничтожения — в городе заработал объект по уничтожению химоружия. К 2009 году все хранящиеся в Камбарке почти 6400 тонн люизита были уничтожены, а к концу 2011 года переработали и реакционные массы.
После этого власти Удмуртии начали думать над перепрофилированием производственных площадей, и в 2022 году аукцион выиграло АО «Концерн Титан-2». Заказчиком работ выступила государственная корпорация «Росатом».
Проект предусматривает перепрофилирование бывшего завода по уничтожению химического оружия в комплекс по переработке отходов I и II классов — то есть тех, которые возникают в результате деятельности промышленных предприятий Удмуртии, а также заводов из других регионов.
В Камбарке будут перерабатывать отходы химического и нефтехимического производств, батарейки, аккумуляторы, люминесцентные лампы, ртутные термометры и отработанные растворы кислот и щелочей. Проектная мощность комплекса составляет около 50 тысяч тонн отходов в год.
Проект создания в Камбарке комплекса по переработке отходов прошел государственную экологическую экспертизу, однако член Ассоциации юристов России Ия Боронина сомневается в ее законности. Она уверена, что утилизировать опасные отходы необходимо не в границах населенных пунктов, тогда как в Камбарке не будет соблюдаться безопасное расстояние, определяемое радиусом загрязнения воздуха.
«Материалы экспертизы не содержат обосновывающих документов по ряду разделов, на основании которых эксперты могли бы вынести положительное заключение. Например, экспертами указывается, что „размер санитарно-защитной зоны (СЗЗ) для ОУХО „Камбарка“ составляет 1000 м. Размер же СЗЗ в 1000 м по существующей градостроительной документации для ПТК „Камбарка“ не выдержан, обоснована возможность определения границы СЗЗ на расстоянии 830 м от границы промышленной площадки во всех направлениях», — рассказала Ия Боронина.
Также, по данным юриста, эксперты выдали положительное заключение даже несмотря на то, что по ряду показателей прогнозируется вред, превышающий гигиенические нормативы.
«Например, исходя из содержания экспертизы, в случае аварии в результате разрушения цистерны топливозаправщика с проливом дизельного топлива на подстилающую поверхность и его дальнейшим возгоранием, воздействие на атмосферный воздух на границе СЗЗ и жилой застройки превысит установленные гигиенические нормативы для населенных мест. То же самое произойдет в случае аварии в результате разрушения газопровода и в случае аварии в результате разрушения резервуара резервного топлива с проливом опасного вещества», — считает юрист из Ижевска.
Более того, по мнению Борониной, производственные стоки от корпуса физико-химической переработки жидких неорганических отходов I и II классов опасности могут поступать на городские канализационные очистные сооружения Камбарки. Об этом даже написал в заключении к экологической экспертизе член Российской академии наук, кандидат химических наук Алексей Трубачев, говорит Ия Боронина.
«В случае утечек этих отходов пострадает не только город Камбарка, но и все ближайшие районы Удмуртии, Башкирии, Татарстана, Пермского края и все, кто расположены ниже по течению реки Кама. Это экологическая катастрофа»», — высказалась Боронина.
Кроме вреда для здоровья населения, существует вероятность нанесения непрогнозируемого ущерба водному бассейну рек Камы и Волги. Также возможно угнетение и снижение численности растений под воздействием загрязненного воздуха в непосредственной близости от объекта, где возможны превышения ПДК.
«Возможно снижение численности отдельных видов лишайников в лесах, прилегающих к объекту, т. к. они обладают повышенной чувствительностью к загрязнению воздуха. Вблизи от площадки строительства отмечено произрастание одного вида растений, занесенного в Красную книгу Удмуртии — прострела уральского. В районе площадки отмечены охраняемые виды насекомых», — добавила Боронина.
В январе 2021 года Ия Боронина подала административный иск в Пресненский районный суд Москвы об оспаривании государственной экологической экспертизы проектной документации ПТК «Камбарка». Юрист полагает, что экспертиза была проведена с нарушением требований федеральных законов «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об охране окружающей среды». В своих исковых требованиях правозащитник просила суд признать недействительным положительное заключение государственной экологической экспертизы, а также незаконным и недействующим приказ Росприроднадзора, утвердивший это заключение.
По словам юриста, Пресненский суд дважды отказывал в удовлетворении ее требований, и дважды Мосгорсуд возвращал дело в Пресненский суд на новое рассмотрение в ином составе судей.
Мосгорсуд отказал в удовлетворении апелляционной жалобы.
«Материалы судебного дела вообще не содержат всего объема документов, на основании которых проводилась экспертиза, что делает невозможным всестороннее и полное исследование дела. Во всех моих ходатайствах об истребовании необходимых доказательств судом было немотивированно отказано. Кроме того, вышеперечисленные доводы о возможной опасности для населения и природы не опроверг и представитель Росприроднадзора, пояснив в суде следующее: „Любая хозяйствующая деятельность может повлечь негативные воздействия на окружающую среду, и понятно, что если на предприятии взрывчатые вещества, то есть риск возникновения аварий“».
Определение Мосгорсуда будет обжаловано Борониной в кассационном порядке.
Напомним, в 2020 году 15 тысяч жителей Камбарки выступили против строительства объекта, подписав петицию. Тем не менее, согласно документации проекта, комплекс по переработке отходов I–II классов опасности будет построен в Камбарке не позднее 15 июня 2024 года.