Пассажир требовал компенсацию за задержку рейса на 151 800 рублей, возмещение морального ущерба на 300 000 рублей и штраф за неисполнение требований потребителя. Как сообщает объединенная пресс-служба судов Удмуртии, ранее истец приобрел туристический пакет в Венесуэлу через туристическую фирму, который включал перелет из Москвы. Он самостоятельно купил билет из Ижевска в Москву. Из-за задержки своего рейса, он опоздал на следующий рейс в Венесуэлу и не смог воспользоваться туристическим пакетом.
Суд признал, что задержка рейса Ижевск-Москва произошла из-за технической неполадки топливной системы в самолете, что не позволяло безопасно выполнить полет. Это освободило авиакомпанию от ответственности перед пассажиром. Также суд отметил, что, так как пассажир сам выбрал маршрут, способ путешествия, время пересадки на другой рейс, и не оформил единый маршрут, он не может требовать компенсации за опоздание на рейс в Венесуэлу, поскольку риск этого опоздания лежит на нем.
Таким образом, суд признал правомерность задержки рейса Ижевск-Москва, поскольку это было связано с безопасностью пассажиров и техническими проблемами. По словам экспертов, в данном случае пассажир изначально не имел шансов добиться выплаты компенсации убытков и морального ущерба. Дело в том, что в пассажирских авиаперевозках есть два типа стыковочных рейсов. Первый — это трансферы, защищенные авиакомпанией. В этом случае ответственность за них несет перевозчик.
«В этом случае вам не о чем беспокоиться. Традиционные авиакомпании с полным спектром услуг продают такие рейсы. Если с вашим рейсом возникнут проблемы, и из-за этого вы опоздаете на следующий рейс, о вас позаботится авиакомпания. Вам предоставят новый авиабилет бесплатно. Все, что вам нужно сделать, это связаться с представителями вашей авиакомпании в аэропорту», — объяснил корреспонденту Udm-Info юрист Александр Хамитдзянов.
По его словам, вам не нужно предъявлять претензии и ничего платить. Вам просто дают новый билет на рейс вместо пропущенного стыковочного рейса. Самый простой способ забронировать такой стыковочный рейс — это забронировать его на официальном сайте авиакомпании. Если вы зайдете на сайт авиакомпании и сделаете одно бронирование, включающее два или более рейсов, то это стыковочный рейс с защищенным трансфером. У такого бронирования будет один номер на все путешествие.
Второй случай — самостоятельный трансфер, когда перевозчик не несет ответственности за опоздание рейса. По словам Александра Хамитдзянова, такая ситуация возникнет, если вы бронируете билеты по отдельности. Если ваш первый рейс задержат или отменят, а у вас самостоятельная стыковка, это не считается виной авиакомпании. Если вы пропустите свой рейс, вам придется покупать новый билет. Даже если вы пропустили рейс из-за задержки предыдущего рейса. Даже тогда это ваша ответственность. И платить за это придется из своего кармана.
Тем не менее, судебная практика других регионов показывает, что компенсации убытков можно добиться, если удастся доказать, что задержка рейса произошла по вине авиакомпании. Так, например, произошло в Магдагачинском районном суде Амурской области, где рассматривалось дело гражданки, которая с ребенком летела из Сочи в Хабаровск и опоздала на пересадку в Москве.
Суд тогда констатировал, что факт опоздания воздушного судна в связи с выявлением неисправности воздушного судна иного рейса сам по себе не подтверждает невозможность перевозчика выполнить обязательства по договору и доставить пассажира в пункт назначения в предусмотренный договором срок. Доказательств, свидетельствующих о том, что авиакомпания «ЮТэйр» предприняла все зависящие от нее меры для замены воздушного судна и доставки истицы в пункт назначения в установленный договором срок, не представлено.
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается пока не доказано обратное. Следовательно, отсутствуют основания для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности в связи с нарушением прав истицы и ее дочери. В результате женщине возместили затраты на новый билет.
Ранее мы сообщали о том, что принадлежащий авиакомпании «Ижавиа» Boeing 737-800, носящий имя «Душа Удмуртии», не смог вылететь из Адлера в Ижевск из-за неисправности стояночного тормоза.