Как утопить Ижевск: нужно сыпать больше песка и «забить» на ливневку

Как утопить Ижевск: нужно сыпать больше песка и «забить» на ливневку

Вчера, 16:02
Жители Ижевска все чаще видят лужи и ручьи, которые появляются даже на новых дорогах, еще не испорченных ямами и колеями. По улице Ленина, например, которая была реконструирована в прошлом году, во время оттепели снова пошел поток грязной воды.

Выяснилось, что даже усовершенствованные системы ливневой канализации не всегда могут справиться с обильными осадками и резкими перепадами температуры. Но в чем же причина проблемы и как предотвратить сезонные наводнения?

Почему ливневая канализация плохо справляется с задачей?

Специалисты считают, что одной из основных причин возникновения потопов является большое количество мусора и песка в коллекторах. Во время ливней и активного таяния снега стоки забиваются отложениями, из-за чего вода не уходит с проезжей части, а то и фонтаном вырывается наружу. Особенно остро эта проблема стоит на улицах Союзной, Кирова и 40 лет Победы. На дорогах со сложным рельефом и плотным трафиком при отсутствии полноценного водоотведения регулярно происходят подтопления.

Ситуация осложняется тем, что коммунальные службы не успевают вовремя вывезти тающий снег с обочин и прочистить обледеневшие решетки на колодцах ливневой канализации. В результате даже на тех участках, где недавно был уложен новый асфальт, вода скапливается, образуя глубокие лужи, которые могут привести к аквапланированию — потере сцепления шин автомобиля с поверхностью дороги, а это может привести к аварии.

Кстати, по действующему ГОСТу снег на магистральных улицах общегородского значения должны убирать не более чем за 3 часа. На дороги районного значения в городах отводится 4 часа, на дороги в жилой застройке и межквартальные проезды — 6 часов.

Как смесь песка и соли становится «цементом»

Одна из самых распространенных причин засорения ливневых стоков и разрушения дорожного покрытия — это пескосоляная смесь (ПСС). Ежегодно на дороги и тротуары высыпают тысячи тонн песка, и значительная его часть скапливается в водостоках. Весной песок смешивается с пылью, остатками горюче-смазочных материалов, частичками резины и отработанной солью, образуя плотную массу, которая забивает узкие ливневые каналы. Со временем эта масса превращается в твердую субстанцию, которую трудно удалить даже с помощью специальной техники.

Применение ПСС приводит к двойным расходам: зимой ею засыпают лед, а весной платят за уборку и очистку дорог от песка. В итоге идет перерасход бюджета, в городе начинаются пыльные бури, потому что техники не хватает и дорожники не успевают убрать весь этот смет быстро, а на улицах продолжает скапливаться вода, которая никак не может попасть в забитую ливневку.

В Финляндии, кстати, которую в России принято выставлять за образец по содержанию зимних дорог, песчано-соляную смесь практически не используют. Там посыпают дороги гранитной крошкой. Она практически не дает пыли. Но и на дорогах ее тоже не оставляют — собирают, а потом используют повторно. Это тоже стоит денег, зато воздух чище. Ну и нет последствий от соли, которая при всех уверениях в безопасности современных противогололедных препаратов, портит обувь и повышает риск коррозии автомобилей, особенно если они не новые, а таких будет все больше, потому что продажи падают и скорость обновления автопарка снижается. К тому же это тоже расходы, и немалые. Они напрямую отражаются на качестве жизни горожан, но их почему-то не берут в расчет, когда определяются с методикой содержания городских дорог.

Новые стандарты и результаты исследований

Специалисты считают, что ключ к решению проблемы зимнего содержания дорог — в ужесточении требований к материалам, которые используются для обработки покрытия. Недавно принятый ГОСТ учитывает рекомендации гигиенистов и РосдорНИИ, которые указывают на вред от мелких частиц, образующих пыль, и крупных камней, которые вылетают из-под колес, как шрапнель.

Исследования, проведенные в Северо-Западном государственном медицинском университете имени И. И. Мечникова, подтвердили токсичность дорожного смета, который скапливается вдоль обочин.

Согласно выводам ученых, содержание мелких частиц в посыпочных смесях необходимо минимизировать, а крупные — полностью исключить. Из-за мелких фракций после оттаивания дороги покрываются слоем пыли, ливневая канализация не справляется с водой, а из-за камней на верхнем покрасочном слое автомобилей появляются сколы и трещины. Да и пескоструй, которому современные «экологически чистые» окрасочные материалы сопротивляются слабо, никто не отменял.

Фрикционные материалы, к которым относится песок, согласно методическим рекомендациям по использованию чистых низкотемпературных противогололедных материалов для зимнего содержания автомобильных дорог вообще не стоит применять при температуре до -12°С, а полностью переходить на них приходится только при морозах от -40°С.

Именно поэтому в последние годы эксперты все чаще призывают отказаться от традиционных пескосоляных смесей.

Современные реагенты как альтернатива

Вместо песка для борьбы с гололедицей все чаще применяют специальные реагенты, которые способны растворять лед, не оставляя после себя большого количества твердого осадка.

Однако, по словам Юлии Антоновой, исполнительного директора Национальной ассоциации зимнего содержания инфраструктуры и транспорта, важно правильно организовать процесс уборки.

«Существуют современные реагенты, которые могут растворяться. Но они не должны бесконтрольно попадать в ливневые стоки. Остатки реагентов необходимо убирать с дорог вместе с размягченным снегом и вывозить на снегоплавильные комплексы. Они позволяют облегчить уборку „расплавленного льда“ за счет специального состава, удерживающего талую массу от повторного замерзания около шести часов. Это дает коммунальным службам время убрать снег до того, как он зальет ливневки и превратится в новую проблему», — прокомментировала эксперт.

При правильном использовании таких материалов можно избежать излишнего накопления песка и эффективно бороться с гололедом. Главное — не откладывать вывоз рыхлого снега, чтобы он не забил ливневые каналы и не превратился в твердую корку внутри колодцев.

В Ижевске с ними прекрасно знакомы.

«Для борьбы с гололедом используем противогололедные материалы галит и бионорд. В сильные морозы на спусках и подъемах — песчано-соляную смесь», — заявил глава города Дмитрий Чистяков перед началом сезона.

Функция современных реагентов — растопить наледь и снег, по своему составу они близки к морской воде.

Как предотвратить новые подтопления в Ижевске?

Чтобы не допустить повторения ситуации прошлого года и не бороться с бесконечными лужами, городу нужен комплексный подход, считают эксперты. Коммунальным службам необходимо сократить использование пескосоляных смесей и применять их только в самых необходимых местах, отдавая предпочтение современным реагентам.

Принцип «убрать сразу» особенно важен. Если своевременно отводить воду и вывозить грязный снег, ливневая система сможет справляться с нагрузкой и не превратится в канал, забитый песком и мусором.

В результате, если сделать ставку на более безопасные и эффективные средства борьбы с гололедом, Ижевск сможет пережить сезон таяния снега без повторных потопов, а дороги не будут уходить под воду при первом же резком потеплении.

Ранее мы рассказали, что Ижевск в этом году бьет рекорды по количеству выпавшего снега.

#Общество #Уборка снега #Дороги #Ижевск #Удмуртия #Ливневая канализация #Бионорд #Соль #Коммунальные службы #Наводнения #Сергей Савинов
Подпишитесь