Posted 31 августа 2021,, 13:35

Published 31 августа 2021,, 13:35

Modified 18 октября 2022,, 05:42

Updated 18 октября 2022,, 05:42

ИжГТУ: новый учебный год с новыми планами и идеями

31 августа 2021, 13:35
После трех каникулярных месяцев в ИжГТУ активизируется жизнь, закипает новая деятельность. 31 августа здесь открыли третий этап благоустройства студенческого кампуса, а также обсудили итоги прошедшего учебного года и наметили планы на будущее.

Студгородок развивается

В ИжГТУ продолжается благоустройство студенческого городка. Сегодня под дождем открыли третий этап благоустройства сквера. Кстати, строители верят, что начинать строительство в дождь – хорошая примета.

Это многолетнее благоустройство вуз совместно с муниципалитетом начали еще в 2019 году со сквера Калашникова.

Продолжили в 2020 году, отремонтировав проезд Студенческий.

В 2021 году сделают тротуары и велодорожки, увеличат количество парковочных мест за счёт благоустройства аллеи вдоль улицы Студенческой у общежития №2.

На открытие приехали заместитель председателя гордумы Ижевска Олег Гарин и глава Октябрьского района Алексей Девяткин.

Оба выразили огромную признательность ИжГТУ за то, что вуз продолжает благоустройство, начатое еще прежним ректором - Валерием Граховым.

Алексей Девяткин отметил, что строительством кампуса студенческого городка университет вносит немалый вклад в благоустройство не только района, но и Ижевска в целом. «Наш район – лидер благоустройства общественного пространства. У нас их уже более 23. Благодаря вам в районе каждый год на 2-3 благоустроенного пространства становится больше. Благодаря вам мы – лучшие в части благоустройства в Ижевске», - заключил глава Октябрьского района.

Точки роста

В этот же день в студенческом центре «Интеграла» прошла традиционная встреча преподавателей и сотрудников ИжГТУ, посвященная новому учебному году.

О точках роста на 2021/2022 учебный год рассказал исполняющий обязанности ректора университета Александр Губерт.

Свое выступление он начал с освещения задач образовательной деятельности, планов и идей, необходимых для ее развития.

Первостепенной задачей он назвал работу по изменению образовательных программ, «нацеленных на современные потребности наших работодателей». Он уточнил, что в приоритете - специальности, ориентированные на востребованность.

Александр Губерт пояснил, что эта задача, например, стоит перед экономистами – их образовательные программы должны быть связаны со спецификой ИжГТУ, и работать на реальный сектор экономики. Он считает, что пока вуз готовим экономистов, точно так же, как все вузы. Чтобы абитуриент предпочел ИжГТУ, нужно изменить программу и предложить ему нечто уникальное.

Он отметил, что по образовательным программам отныне вуз будет активно развивать новые направления. «В частности, в блоке машиностроения «Автоматизация процессов и производств», которая никогда почему-то не лицензировалась, и которая является сейчас самой востребованной», - добавил Губерт.

Также университет восстановит утерянные или фактически утерянные позиции. Например, сварочное производство. Уже ведутся работы по созданию класса теоретической подготовки, написан план на поставку оборудования с современной технологией.

Машиностроительный факультет начнет останавливать связи с предприятиями и организациями, проектными институтам, например, с Московским институтом теплотехники.

Также планируется построение образовательных программ по модульным принципам. Модули будут отдельными функциональными дисциплинами, из которых можно будет собирать дополнительно образовательные программы. «К нам часто приходят запросы от работодателей: условно говоря, нужен отдельный блок для повышения квалификации. Пожалуйста, идея хорошая. Пока планируем экспериментально вывести в модули некоторые направления»,- объяснил Губерт.

Изменение построения образовательных программ в будущем обсуждается и в Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, - речь о переходе к 2024 году с системы 4 плюс 2 (четыре года бакалавриата плюс 2 года магистратуры) на 2 плюс 2 плюс 2. То есть, бакалавриат будет разбит на две части: два года общей подготовки фундаментальных дисциплин, после двух лет студент может менять направление подготовки.

Конструктор образовательных программ

Для облегчения труда преподавателей в вузе планируют создать конструктор образовательных программ. То есть, макет программы будет храниться на сервере, все будут иметь к нему доступ, а в рабочей программе уже будут четко прописаны часы, компетенции.

Благодаря конструктору, по словам Губерта, не придется переписывать всю программу, когда изменится учебный план, так как автоматически в рабочих программах будут меняться часы, и ее останется просто пересмотреть. «Мы считаем, что у наших преподавателей много сил и времени уходит на подготовку этой рабочей программы, на выверку соответствия. Задача - пойти по снижению непроизводительных затрат, связанных с подготовкой рабочей документации».

Формирование индивидуальной траектории образовании

Новых и перспективных методических идей в вузе много. Еще одна связана с формированием индивидуальной траектории образования. Согласно одной из концепций, студент сам может набирать себе из модулей образовательную программу. По второй, вуз формирует студенту индивидуальную траекторию по методу освоения.

«Условно говоря, мы не планируем ограничивать студента в выборе. Хочет ходить на очные занятия – пожалуйста, хочет дистанционно пройти наши курсы или другие курсы, у других преподавателей – пожалуйста. Мы хотим попробовать и тот, и другой путь, и пока - не на все образовательные программы. Эта система должна быть открытой, и человек может вернуться на любом этапе обучения», - сказал и.о. ректора.

Элементы этого направления обучения начнут вводить уже с 1 сентября.

Студенческий отдел кадров

За этот год в образовательном пространстве вуза планируется создать студенческий отдел кадров, только там будут находиться личные дела студентов. Это будет касаться всех подразделений: и СПО, и высшего, и дополнительного образования.

Таким образом, с деканатов снимается работа, связанная с личными делами обучающихся. Деканаты будут заниматься только учебным процессом, а студент будет знать, куда направлять с личного кабинета свою заявку, куда надо приходить за готовой справкой, и при этом всё будет оцифровано. Это упорядочит работу.

«Будем и дальше внедрять цифру в наше делопроизводство», - констатировал Губерт.

Центра карьеры и трудоустройства

В университете планируют создать Центр карьеры и трудоустройства. Для этого необходимо сформировать индивидуальные траектории выпускников (портфолио, достижения, успеваемость и т.д.), сопровождение и отслеживание трудоустройства, опросов студентов выпускных курсов о трудоустройстве).

В Министерстве по трудоустройству создана единая цифровая платформа. С 2022 года показатель трудоустройства попадет в эффективность руководителя образовательной организации и далее - до заведующих кафедр, руководителей образовательных программ. «Мы должны студенту, который к нам пришел, показать дверь, которая ждет его на выходе, должны понимать, куда наш ученик уйдет», - объяснил и.о. ректора.

Перестройка научной деятельности

Перестройка ждет и научную деятельность вуза.

«В науке у нас с вами два пути – участие в федеральных грантах, и работа по хоздоговорам, заказам, которые к нам здесь приходят. Задача Управления научно-исследовательских работ (далее – УНИР) вуза – поиск грантов, формировать заявки, работать над качеством заявок. Надо признаться, мы пока не умеем заходить, выходить и побеждать. Здесь надо методично, стабильно, настойчиво работать», - признался Губерт.

Кроме того, УНИР должно стать некоторым научным менеджером, которое ищет внешние задачи, под которые подбирает конкретных людей.

«Если мы не можем что-то сделать своими силами - мы готовы и будем привлекать наших коллег с других университетов», - продолжил Губерт.

Он обратил внимание, что здесь придется работать не только с крупными предприятиями, но и с мелкими, которые зачастую гибче и мобильнее.

И в завершение - о воспитательной работе. Неспроста ее называют третьей миссией университета. Вуз не только нацелен на развитие профессиональных навыков, но и на работу над личностью. Как? Сохраняя традиции университета в этой области и создавая условия для творчества, самореализации и самоорганизации студентов.

"