Фото: udm-info.ru

Опять двадцать пять. В Ижевске в очередной раз планируют задрать цены на проездАналитика

2 августа 2019, 13:36
Стоимость проезда в общественном транспорте Ижевска может подскочить до 25 рублей уже в этом году. Чиновники и перевозчики отказываются комментировать повышение тарифа по телефону, но неофициальные источники подтверждают: транспортники уже подготовили новые заявки в минстрой.

Отсутствие телефонных комментариев понять можно: общественный транспорт – тема для горожан слишком чувствительная, а туманная позиция республики вынуждает быть осторожнее в формулировках.

Начали с «десятки»

Десять лет назад ижевчане платили за проезд червонец – ровно 10 рублей. В 2010-м главные транспортные предприятия столицы Удмуртии - «ИПОПАТ» (автобусы) и «ИжГЭТ» (троллейбусы и трамваи) - просили повысить стоимость сразу до 15 рублей, но в тарифной комиссии такую сумму посчитали чересчур раздутой. После этого четыре года цены стабильно ползли вверх – в среднем по 2 рубля в год, – и в 2014-м достигли 17 рублей.

Впрочем, и этой сумме транспортные компании были не особенно рады: пассажиропоток падал, топливо дорожало, а повышение стоимости съедала инфляция.

Еще в 2012 году в «ИПОПАТе» заявляли, что экономически обоснованный тариф составляет ни много ни мало 18 рублей. Такую сумму объясняли затратами на принудительное внедрение системы ГЛОНАСС и новые сборы за страховку пассажиров, но в региональной энергетической комиссии повторно поумерили аппетит перевозчика.

Фото: Udm-Info

Трехрублевый скачок

Последний раз цены на проезд в Ижевске поднимали четыре года назад – и сразу на три рубля. Хотя еще в мае 2015-го глава Удмуртии Александр Соловьев эмоционально реагировал на планы транспортников и говорил, что повышение тарифа с 17 до 20 рублей «вряд ли реально». «Таких скачков быть не должно, люди нас не поймут», – утверждал глава Удмуртии, а спустя полгода в ижевских трамваях и автобусах стали брать за проезд по 20 рублей.

За популизмом Соловьева стояли выборы в ижевскую гордуму – экс-глава Удмуртии публично критиковал перевозчиков перед стартом избирательной кампании, а после объявления результатов голосования дал добро на трехрублевый скачок.

Неожиданная инициатива

В том же 2015-м на три года запретили повышать цены в общественном транспорте. Перевозчики нервно ждали окончания срока моратория: цены на горючее и электроэнергию продолжали расти, обновлять стареющий транспорт было накладно, а республика не спешила повышать тарифы.

Если частный «ИПОПАТ» вполне уверенно держался на плаву, то муниципальный «ИжГЭТ» начал демонстрировать солидные убытки. По данным администрации, убыточными для предприятия были все годы, начиная с 2016-го. В 2018 году «ИжГорЭлектроТранс» отработал с убытком более 50 млн рублей, что стало самым худшим результатом пятилетки.

Глава Ижевска Олег Бекмеметьев впервые побывал на предприятии через две недели после своего избрания.
Глава Ижевска Олег Бекмеметьев впервые побывал на предприятии через две недели после своего избрания.
Фото: izh.ru

Уже в конце 2017 года «ИжГЭТ» загодя подал заявку, чтобы по истечению заморозки тарифа поднять проезд до «оправданных» 23 рублей. Для главы Удмуртии Александра Бречалова такая инициатива стала новостью. «Мне никто не докладывал», - заявил глава Удмуртии в утреннем интернет-эфире и поручил «разобраться в ситуации».

«Разборки» закончились тем, что «ИжГЭТ» больше года публично не выступал с инициативой повышения. Лишь в феврале 2019 года предприятие предложило поднять проезд до тех же 23 рублей. Почему за год расчет тарифа не вырос – в МУПе объяснять не стали.

В том же феврале на круглом столе в Госсовете Удмуртии начальник имущественного отдела мэрии Елена Банникова со всей осторожностью подняла вопрос о необходимости повысить плату. По словам Банниковой, муниципальный «ИжГЭТ» который год терпит убытки, поэтому в администрации надеются на поддержку республики. У руководства Удмуртии тем временем на городской электротранспорт появились другие планы.

Борьба с «газелистами»

К слову, повышение тарифа не всегда вытаскивает предприятие из убытков. В небольшой Можге с населением в 2,5 раза меньше любого района Ижевска с прошлого года действует самый высокий тариф в республике – 24 рубля, однако местный филиал «Удмуртавтотранса» так и остался убыточным.

Как рассказал «Udm-Info» управляющий филиалом Виктор Кропотин, сегодня предприятие вынуждено платить НДС, из-за чего повышение тарифа целиком ушло на налоги. Головной болью официального перевозчика Можги остаются и нелегалы на микроавтобусах.

«В часы пик по городу незаконно разъезжают десять «Газелей», они подъезжают на остановки за 2-3 минуты до приезда нашего автобуса – говоря образно, снимают сливки. Большинство водителей-нелегалов – бывшие работники «Удмуртавтотранса», которых в свое время выгнали или за пьянку, или по другим причинам, они поминутно знают маршруты. Никакого НДС они не платят, они даже билетов не выдают пассажирам – это просто непаханое поле работы для налоговиков», – сетует Кропотин.

Отметим, что изначально «Удмуртавтотранс» предлагал поднять можгинский тариф до 27 рублей, однако городские власти выступили резко против такого скачка. Стороны сторговались на 23 рублях, а чиновники пообещали усилить борьбу с нелегалами. В приватных разговорах сотрудники предприятия жалуются, что обещания властей оказались пустыми – в борьбе с «газелистами» город не пошевелил и пальцем.

Вопрос времени

Информацию о возможном росте стоимости проезда в общественном транспорте Ижевска чиновники комментировать отказываются, требуя официальных запросов. И это понятно, поскольку возможный рост стоимости проезда – тема на фоне падения доходов жителей очень болезненная. Но есть и другая причина – возможная передача в концессию МУП «ИжГЭТ». Такие проекты, как сообщали в администрации столицы Удмуртии, есть. Дело в том, что МУП «ИжГЭТ» - предприятие официально убыточное, его потери по итогам прошлого года составили, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, больше 50 млн руб., и власти города всерьез задумываются о приглашении внешнего инвестора.

Об этом, в частности, говорил глава Ижевска Олег Бекмеметьев. По его словам, инвестору нужно будет возвращать вложенные деньги, и делать это он будет за счет тарифа, поэтому муниципалитету «важно понимать, сколько будет стоить проездной билет». По информации «Udm-Info», существует сразу несколько проектов концессионных соглашений, предложенных внешними инвесторами администрации города. Перспективным же считается один, «стоимостью» 800 млн руб., предполагающий сохранение существующей маршрутной сети, рабочих мест и даже приобретение новых единиц транспорта.

О модернизации электротранспорта власти республики впервые  заговорили в августе 2018-го.
О модернизации электротранспорта власти республики впервые заговорили в августе 2018-го.
Фото: udmurt.ru

Причем потенциальный инвестор – предприятие, зарегистрированное в Удмуртии. Но муниципальные власти, как и в случае с продажей собственности городских электросетей, не полностью самостоятельны в принятии решений, окончательное «добро» на заключение концессий дается на республиканском уровне.

Когда и какие решения примут и согласуют в правительстве и администрации главы Удмуртии, в том числе и по тарифу на проезд, никто точно сказать не может. Отсюда и нежелание чиновников говорить на болезненную тему официально.

Неофициально же они признают: рост тарифа неизбежен, других механизмов вывести муниципальное предприятие «ИжГЭТ» не существует, поэтому проезд за 25 рублей – лишь вопрос времени.

Читайте ИА «Udm-Info» в:

ВКонтакте: https://vk.com/udminfo

Facebook: https://www.facebook.com/ia.udminfo/

Telegram: https://t.me/udm_info

Одноклассники: https://ok.ru/udminfonov

Twitter: https://twitter.com/udminfo

Сюжеты: Эксклюзив