Posted 12 сентября 2017, 07:44
Published 12 сентября 2017, 07:44
Modified 17 октября 2022, 14:11
Updated 17 октября 2022, 14:11
Лидеры региональных отделений оппозиционных партий, они же недавние кандидаты на пост главы региона, на вопрос об оценке итогов выборов отвечают, имея в виду выборы в Госсовет УР. Каждый из них понимает, что сюрприза по поводу того, кто же станет новым руководителем республики, не было. Интересна скорее была доля проголосовавших за Александра Бречалова. Ведь задержанный в апреле 2017 года по обвинению в получении взяток Александр Соловьев на выборах главы УР в 2014 году получил 84,84% голосов. Такой высокий результат тогда объясняли надеждами на перемены во власти.
На этих выборах транслировалась идея максимальной открытости и демократичности выборов, так что результат А.Бречалова ниже показателей А.Соловьева – это потому что нынешние выборы честнее и прозрачнее. Правда, без кандидата-спойлера, призванного отобрать пару процентов у представителя КПРФ Владимира Бодрова, все же не обошлись.
В 13 районах республики Александр Бречалов получил поддержку более 80% граждан, пришедших на выборы. Лидерами стали Юкаменский (86,65%), Шарканский (86,56%) и Вавожский (85,58%) районы.
Самый низкий показатель у избранного главы – в Глазове – 70,93%.
Его ближайший соперник Владимир Бодров получил максимум поддержки в Кезском (12,86%), Дебесском (12,5%) районах и Глазове (11,71%). Самый низкий результат у представителя коммунистов – в Юкаменском районе – 3,5%.
Однако все эти цифры меркнут, если учесть, что почти 800 тысяч избирателей в Удмуртии голосовать не пришли. ЦИК традиционно представляет проценты кандидатов от числа проголосовавших. Но, пожалуй, нагляднее итоги выборов отражают доли участников выборов от общего числа избирателей.
По данным Центризбиркома республики всего в Удмуртии 1 млн 193 тысячи 685 избирателей. За нового руководителя региона отдали голоса 322 305 человек. Это 27% от общего числа избирателей. Соответственно за кандидата от КПРФ Владимира Бодрова проголосовало 3% от общего числа избирателей, за представителя «Справедливой России» Фарида Юнусова – 1,7%, за Тимура Ягафарова из ЛДПР – 1,1%, Андрей Иванов из КПСС получил 0,9%.
Кстати, Александр Бречалов получил на выборах почти на 120 тысяч голосов меньше, чем Александр Соловьев в 2014 году. За А. Соловьева проголосовали три года назад 441 676 человек, что составляет 36,5% от общего числа избирателей.
Явка в 2017 году в 34,55% - это самый низкий показатель в кампаниях республиканского уровня. На предыдущих выборах главы УР в 2014 года она составила 43,09%. В 2004 году президента республики избирали при явке 67,25%.
Эксперты отмечают, что снижение явки на выборах это уже установившаяся тенденция, а некая предсказуемость победителя выборов главы УР только уменьшило желание граждан посетить избирательный участок.
«Кто-то не пошел на выборы, потому что был уверен что, Бречалов в любом случае изберется, а все-таки выборы носили больше референтный характер, нежели конкурентный, то есть сильных конкурентов не было, да и не могло бы быть, учитывая нынешнюю ситуацию», - отмечает политолог Константин Калачев.
При этом если по второму месту на выборах не было особо сомнений, оно традиционно за кандидатом от КПРФ, то по третьему месту все же небольшая неожиданность. «Справедливая Россия», кажется, все же преодолела нисходящий тренд, прослеживавшийся на выборах в Удмуртии последние годы. Безусловно, использование довольно популистских лозунгов и образа кандидата Фарида Юусова - врача на фоне безликих и малоинформативных билбордов конкурентов принесло свои результаты. Третье место для Ф.Юнусова показательно, хотя, возможно, какую-то мизерную долю избирателей могла отпугнуть история с Джабраилом Гаджикурбановым.
в целом же кандидаты на пост главы УР от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» использовали эту кампанию для привлечения внимания граждан к своим партиям на выборах в Госсовет.