Posted 15 января 2021, 14:05
Published 15 января 2021, 14:05
Modified 18 октября 2022, 05:31
Updated 18 октября 2022, 05:31
Павел Чирков вот уже девять лет не может получить заветное жилье. Да, ему не раз предлагали варианты квартир, но он от них отказывался. Парень давно сидит «в печенках» у представителей министерства соцзащиты, уж больно избирателен, еще и в законах разбирается. Вот и на этот раз у сотрудников минсоцзащиты не было особой надежды, что Павел одобрит очередной вариант жилья. И на это были причины. Корреспондент Udm-Info присоединилась к приемке квартиры.
Печально известные дома
Больших ожиданий от квартиры у Павла не было. Адрес дома говорит сам за себя – улица Дружбы, 23а. Этот дом построили в 2013 году для переселенцев из ветхого жилья. Казалось бы, новый чистый дом, но радость от новоселья жильцы испытывали недолго. Почти сразу перестала работать канализация, в подвал стали стекать сточные воды. Из-за сырости стены квартир покрылись толстым слоем плесени. Тогда о состоянии дома заговорили в обществе, проблему пытались решить и общественники, и чиновники. Но что имеют жители печально известного дома спустя семь с лишним лет?
Стоило нам только пересечь порог квартиры, как резкий неприятный запах мгновенно ударил в нос.
«Тут несколько дней не жили, поэтому стоит такой запах», - причитают представители министерства соцзащиты, поспешно открывая окна и натягивая медицинские маски на лица.
«Квартира хорошая, даже новая газовая плита остается», - продолжают официальные представители. - Да, под окнами проходит железная дорога. Но к этому можно привыкнуть».
Хвалебные речи прерывает старшая по дому – Любовь Хитматуллина. Женщина услышала, что в соседнюю квартиру пришли потенциальные жильцы, и поспешила присоединиться к встрече. Как старожил дома, она решила рассказать о «прелестях» данного жилья.
«В этой квартире уже несколько жильцов сменилось. Надолго здесь никто не задерживается. Тут большие проблемы с потолком. Несколько раз в год потолок стабильно протекает. Вот, видите, некоторые места замазаны? При этом причина протечек так и не установлена. Предыдущие владельцы наспех сделали ремонт и быстренько квартиру продали, пока течь снова не началась», - рассказывает женщина.
По словам старшей по дому, проблем у него множество. В первый год жильцы пытались облагоразумить застройщика, просили его устранить недостатки. Но вскоре фирма, построившая дом, самоустранилась, а владелец попросту сбежал. Тогда вся ответственность перешла на управляющую компанию, которая вскоре тоже отказалась от обслуживания дома.
«У дома даже подвала нет. Грунтовые воды копятся. Из-за сырости на стенах появилась плесень, от которой невозможно избавиться», - подчеркивает Любовь Хитматуллина.
Мы были в шоке от увиденного: черная плесень, которую не маскируют даже несколько слоев обоев.
Павел Чирков решает в очередной раз отказаться от квартиры, и мы не смеем его осуждать.
Возьмешь кредит и сделаешь
Павел рассказал, что ему предлагали квартиры с еще более худшими условиями. Пару лет назад ему было предложено три варианта в микрорайоне Костина Мельница.
Пятиэтажный кирпичный дом 80-го года постройки внушал доверие. Однако во всех квартирах нашлось множество недостатков. Все они были на первых этажах, поэтому стены были покрыты плесенью. В одной из квартир в санузле под раковиной зияла огромная дыра в полу. И это еще не самый большой недочёт, обнаруженный при приемке.
«Я был в шоке, когда увидел, что в одной из квартир на полу проросли настоящие грибы, - вспоминает Павел. - Одно окно было разбито, второе - разгерметизировано. В стене в санузле была дыра диаметром 30 см, ее залатали обоями для прикрытия».
От предложенных квартир Павел отказался. Пристав, который присутствовал на той встрече, не скрывал раздражения.
«Пристав на мои замечания ответил: «Возьмешь кредит и сам все сделаешь. А если откажешься от квартиры, то я обращусь в суд, чтобы твое исполнительное производство прекратили. Останешься ни с чем», - цитирует сотрудника наш герой.
Но Павла не запугать. Он обратился в федеральную антимонопольную службу. Ответ УФАС поразил. Оказалось, что данные квартиры непригодны к проживанию по гигиеническим и санитарным нормам.
«То есть министерство закупает квартиры, заведомо зная, что они не соответствуют нормам?», - недоумевает Павел Чирков.
Сарай по цене дворца
Вся процедура приобретения жилплощади для детей-сирот регламентируется федеральным законом №44-ФЗ от 5.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд». Закон гласит, что муниципалитет должен закупать квадратные метры для детей-сирот путем проведения электронных торгов. Якобы, это нужно для обеспечения нормальной конкуренции среди потенциальных продавцов, а также это дает возможность выкупить квартиры по цене ниже, чем в изначальных условиях контракта. Но на деле все выходит не так.
«Информация об аукционе размещается на электронной площадке. В аукционе может принять участие любой собственник помещения. Бывает и такое, что в конкурсе участвует только одна квартира. Как такового аукциона в таком случае не происходит. Единственную заявившуюся квартиру выкупают почти по максимальной цене, - объясняет Павел, - Так произошло и с квартирой на улице Дружбы, 23а. Других конкурентов не было, поэтому жилье выкупили за 1,8 млн рублей. Эта квартира не стоит таких денег».
Очередь для вида?
На данный момент Павел Чирков занимает третье место в списке детей-сирот из Ижевска, которым положено жилье. Но у молодого человека появились сомнения: придерживаются ли очередности при выдаче жилья?
«В этом году в поселке Машиностроителей достроили дом, в котором было закуплено 25 квартир для сирот. Я надеялся, что мне предложат жилплощадь там, ведь я в самом начале списка. Но этого не случилось. Я связался с ребятами, которые занимают в очереди первое и второе место. Им тоже не дали там квартиры. Буквально на днях мне написала знакомая девушка, которой все-таки предоставили жилье в этом доме. В списке она занимала 41-е место, - рассказывает Павел. - Тогда я написал в соцсетях министру социальной политики Удмуртии Татьяне Чураковой и спросил, каким образом распределяются квартиры между сиротами».
Ответ не заставил себя долго ждать.
«Квартиры, приобретенные в новостройке на ул. Машиностроителей в Ижевске, были включены в состав спецжилфонда республики. В ходе данной комиссии были также рассмотрены заявления лиц, по тем или иным причинам отказавшихся от заключения договора в предоставленных им жилых помещениях. Таким образом, Вам было распределено следующее жилое помещение, освободившееся после отказа иного лица от заключения договора.
После издания приказа о включении новых жилых помещений в спецжилфонд решением комиссии Министерства от 26.12.2020 г. они были распределены лицам, состоящим в списке далее, так как решение о предоставлении Вам жилого помещения на тот момент уже было принято», - ответила Татьяна Чуракова.
Шанс есть
«Вся система выдачи квартир детям-сиротам вызывает у меня множество вопросов. Пару лет назад несколько квартир в домах на улице Кунгурцева в Ижевске выдали воспитанникам одного детского дома. Их предоставили, не ориентируясь на место в очереди. Если очередность не соблюдается, то не проще ли выдавать сиротам сертификаты на покупку жилья?», - задается вопросом Павел.
Между тем законопроект о выдаче сертификатов на покупку жилья детям-сиротам уже обсуждался в Госдуме. Депутаты предлагают платить каждому сироте по 1,5 млн рублей. Деньги можно будет потратить на покупку жилья или на улучшение жилищных условий. Но пока этот проект стоит на паузе.
Многие регионы, не дожидаясь федеральных поправок, принимают данный закон на региональном уровне. Так, в Хабаровском крае уже с конца лета начали выдавать сертификаты сиротам. Примет ли Удмуртия такое решение?