Posted 21 октября 2020,, 09:35

Published 21 октября 2020,, 09:35

Modified 18 октября 2022,, 05:30

Updated 18 октября 2022,, 05:30

«Радуйтесь, если квартиру получите к пенсии»

21 октября 2020, 09:35
В Удмуртии дети-сироты скорее состарятся, чем получат обещанное государством жилье.

В России 2018-2027 годы объявлены Десятилетием детства. Правительство страны утвердило План основных мероприятий до 2020 года, в котором предусмотрен и комплекс мер по предоставлению жилья детям-сиротам. Десять лет – это много. Но хватит ли этого времени на решение проблемы в Удмуртии, где ситуация обстоит таким образом, что дети-сироты скорее состарятся, чем получат обещанное государством жилье? В очереди на получение жилья на 1 января 2020 года стоял 3981 человек. А приобретено в 2019 году было лишь 132 жилых помещения.

В редакцию Udm-Info обратились две женщины, обе сироты, и у обеих есть решения суда о том, что органы власти обязаны предоставить им квартиры. Обе уже несколько лет стоят в очереди за жильем.

К слову, судья, признавшая право одной из них на получение жилья, так и сказала: «Радуйтесь, если к пенсии получите».

История Анжелы Трефиловой:

«Я не обращалась за квартирой, потому что не знала»

Анжела с 15 до 18 лет воспитывалась в приюте в Ижевске. Потом поступила в ижевское училище №23, вышла замуж, уехала с мужем в Можгу, по месту его жительства. Жила там с мужем 6 лет, родила двоих детей. Два года назад развелась с мужем, а год назад вернулась в Ижевск, где живет на съемной квартире, за которую ежемесячно платит по 8 тысяч рублей.

Муж не помогает, прописки нет.

С ее слов, о том, что сиротам полагается жилье от государства, она узнала лишь, выпускаясь из приюта, и то ей это объяснили невнятно.

«Мне сказали, что я должна куда-то подойти по поводу получения квартиры. Тогда я никуда не обратилась, просто не поняла. Узнала лишь спустя несколько лет, когда уже жила в Можге».

Вместе с органами опеки Анжела собрала документы и отправила в Ижевск – в суд, чтобы восстановить свое право на получение жилья. По закону она могла подать заявление до 23 лет. Суды встали на ее сторону. Так как ей долгое время не выдавали жилье (36 месяцев), с помощью юриста подала на компенсацию, недавно ее получила.

«Очередь – это единственная возможность получить жилье. А я в очереди 807-я по Ижевску. К старости, может быть, получу, к пенсии… А у нас с детьми прописки нет, из-за этого я и бьюсь за жилье», - говорит Анжела.

История Дарьи Захаровой:

«Я встала в очередь после 18 лет из-за дома, непригодного для жилья»

«Я родилась в Волгограде, но всю сознательную жизнь прожила в Можге, куда переехала с родителями. Родители развелись. Я осталась с папой», - рассказывает Дарья.

После смерти отца мачеха взяла Дашу под опеку. В приюте она никогда не жила. От папы осталось наследство – доля в доме, непригодном для проживания. И это наследство сыграло свою роковую роль.

«Изначально его покупали под дачу. В 18 лет я узнала, что могу получить от государства жилое помещение. Обратилась в органы опеки, а там мне напомнили о доле в доме, и поэтому в очередь не поставили», - рассказывает она.

В 2016 году Дарья добилась того, чтобы дом признали непригодным для проживания. И в этом же году ее включили в очередь на получение жилья. В 2018 году она подавала в суд иск о понуждении в предоставлении жилого помещения, суд выиграла. Но до сих пор ничего не получила.

«Я регулярно обращаюсь в местную администрацию, органы опеки, прокуратуру, следственный комитет, но отовсюду получаю отписки: ждите своей очереди, - говорит Даша. – Но, насколько я знаю, по закону нет такого понятия, как очередь, есть список нуждающихся, но указывают номер, что я – 73-я по Можге. То есть даже по решению суда не могут предоставить, даже не смотрят на него».

Очередь двигается совсем не быстро.

Когда Даша подавала в суд в 2018 году, то была 83-я.

Сейчас Дарья работает, замужем, есть дети. С мужем они снимают жилье за 8 тысяч в месяц.

По данным министерства социальной политики УР, на 1 января 2020 года в сводном республиканском списке детей-сирот, нуждающихся в жилье, было 3981 человек, из них старше 18 лет – 3067 человек, и каждый подпишется под этими двумя историями. Хотя, по информации Уполномоченного по правам человека в УР Вениамина Соломенникова, есть и такие, кто не слышал о праве на получение жилья от государства.

Две очереди

Очередь из нуждающихся в жилье детей-сирот в Удмуртии есть, и не одна. И с ними ничего не могут поделать три министерства, отвечающие за предоставление жилья детям-сиротам: минстрой, минобрнауки и минсоцполитики. Очередь растет быстрее, чем министерства могут что-то придумать.

В прошлом году министерство образования передало обязанности в минсоцполитики. А строит квартиры и реализует госзаказ по строительству квартир для этой категории граждан минстрой.

Свою лепту в решение проблемы внес УПЧ в Удмуртии Вениамин Соломенников. К нему постоянно обращаются дети-сироты с просьбами о помощи. Только в 2019 году к Уполномоченному обратился 51 человек из числа сирот. Соломенников со своими помощниками изучил проблему и написал спецдоклад в надежде сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

В общих чертах он так обрисовал проблему корреспонденту Udm-Info:

«Сейчас в республике, к сожалению, существует две очереди. Одна из тех, кто уже обращался в суд, а другая – из тех, кто еще не обращался. Из-за этого образовалась правовая дилемма, которая имеет очень неоднозначные последствия.

Прежде всего, проблема в том, что решение суда обязательно к исполнению. Но, исполняя решения судов, мы можем попасть в другую ситуацию, когда тот, кто встал в очередь позднее, получит квартиру раньше того, кто стоит в ней десятилетиями».

Кроме того, Вениамин Соломенников указывает на вероятность увеличения списка из-за принятия в апреле 2019 года закона № 397 «О формировании списка детей-сирот», принятого правительством РФ. Дело в том, что ранее обеспечение жильем детей-сирот велось в соответствии со списком, который формировался по заявлениям детей-сирот, не достигших возраста 23 лет.

В соответствии с п. 3 новых правил в список включаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, но не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право.

Кстати, ижевский юрист Вероника Федорова считает одной из причин большой очереди то, что сироты подают заявления о предоставлении им жилого помещения слишком поздно. «По закону право у детей-сирот на получение жилья возникает с 14 до 23 лет. Поэтому если опекун в интересах сироты, либо самостоятельно сирота подаст заявление о предоставлении жилого помещения со всеми документами с 14 лет, то в течение девяти лет – до достижения возраста 23 лет – будет возможность предоставить ему помещение».

Повторимся, дети-сироты зачастую узнают о своем праве с большим опозданием.

Финансовая потребность – 4 млрд рублей

По словам Уполномоченного по правам человека, основой обеспечения гарантий на жилое помещение детей-сирот является полнота и стабильность целевого бюджетного финансирования.

В республике за последние 5 лет средств выделялось явно недостаточно, что привело к существенному росту числа граждан этой категории, которых необходимо обеспечить жильем.

И при том, что число детей-сирот, нуждающихся в жилье, растет, специализированный жилищный фонд формируется без учета этого роста.

Финансовая потребность на приобретение жилья сиротам – более 4 млрд рублей.

«К сожалению, эта проблема усугубляется еще и тем, что те деньги, которые были выделены из бюджета в 2019 году в сумме 300 млн рублей, минстрой не освоил», - сообщил Соломенников.

Действительно, по данным минфина УР, на 1 октября 2019 года из предназначенных для формирования спецжилфонда средств не было освоено ни одного рубля, а практика показывает, что приобретение жилых помещений для детей-сирот идет медленными темпами.

Однако минстрой каким-то непостижимым образом успел освоить часть денег уже после 1 октября 2019 года.

Могут быстро, когда хотят

По поводу неосвоенных денег на жилье для сирот корреспондент издания задал вопросы в минстрой.

Из ответа следует, что выделенные средства федерального бюджета освоены в полном объеме, средства бюджета Удмуртии – частично, по ряду уважительных причин.

Во-первых, полномочия по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот были переданы после вступления в силу (19.03.2019 г.) изменений в Закон Удмуртской Республики от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановления Правительства УР от 04.06.2019 № 229 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Во-вторых, министерство просвещения Российской Федерации изменяло коды бюджетной классификации, что не позволяло проводить конкурсные процедуры до 01.07.2019.

В-третьих, во второй половине 2019 года в Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) внесли изменения, которые позволили усовершенствовать процедуры приобретения жилья, но потребовали подготовки новой документации;

И наконец, сетует минстрой, было недостаточно предложений для приобретения жилья для детей-сирот.

Министерство соцполитики УР подтверждает: минстрой действительно в конце 2019 года приобрел в собственность Удмуртии 132 жилых помещения, которые должны предоставить детям-сиротам в 2020 году.

Кроме того, в 2019 году с детьми-сиротами заключили 65 договоров специализированного найма на жилые помещения, приобретенные в прошлые годы.

В 2020 же году в Удмуртии из бюджетов всех уровней на приобретение жилья детям-сиротам направлена сумма более 347 млн рублей.

На сегодняшний день законтрактованы все выделенные средства. Заключено 186 контрактов, 8 контрактов находятся на стадии оформления. Но 15 размещенных запросов-предложений на приобретение жилых помещений отменены из-за Указа президента РФ от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в целях недопущения нарушений при проведении конкурсных процедур.

Проблема формирования спецжилфонда

Спецжилфонд для детей-сирот формируется тремя способами: приобретение жилых помещений в собственность Удмуртской Республики, участие в долевом строительстве многоквартирных домов, а также строительство жилых и многоквартирных домов.

«По данным прокуратуры Удмуртии, строительство жилья для детей-сирот в республике не ведется, в том числе ввиду того, что органы местного самоуправления не исполняют своих обязанностей по определению земельных участков, на которых возможно строительство жилья, а также по предоставлению сведений о наличии таких земельных участков в минстрой Удмуртии.

Также сложности формирования спецжилфонда обусловлены отсутствием возможности приобретать жилые помещения на первичном рынке жилья, в случае перехода застройщика на эскроу-счета, недостатком предложений от отдельных муниципальных образований», - говорит Соломенников.

Как формируется фонд, объяснили в минстрое. Жилые помещения для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот приобретаются минстроем УР в соответствии с Законом № 44-ФЗ, путем анализа имеющихся на рынке объектов жилой недвижимости с последующим размещением информации о закупках в Единой информационной системе в сфере закупок.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона № 44-ФЗ «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».

Однако, повторимся, как подчеркивает Уполномоченный по правам человека, в Удмуртии специализированный жилищный фонд формируется без учета темпов роста числа детей-сирот, состоящих в сводном республиканском списке на получение жилья.

Обращайтесь к Москальковой

Проблему, надеются в минстрое, помогут решить жилищные сертификаты. В настоящее время подготовлен законопроект, предусматривающий выдачу жилищных сертификатов гражданам, отнесенным к категории детей-сирот.

«Данные мероприятия позволят сократить сроки обеспечения жильем и снизить недовольство граждан при получении жилья, так как будет предоставлен самостоятельный выбор жилого помещения», - объясняют в минстрое.

Но пока это лишь проект, принятие закона – длинная история. Что же делать детям-сиротам сейчас?

«Обращаться прямо к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москальковой с предложением рассмотреть вопрос о соблюдении жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне», - советует Вениамин Соломенников.

"