Posted 24 октября 2019,, 08:45

Published 24 октября 2019,, 08:45

Modified 17 октября 2022,, 14:40

Updated 17 октября 2022,, 14:40

Прививка от средневековья

24 октября 2019, 08:45
В Ижевске врачи и люди без медицинского образования, полагающие, что прививки – это зло, поспорили на тему профилактических прививок: нужно их ставить себе и своим детям или нет?

Инициаторами дискуссии стали «антипрививочники», пригласившие врачей и специалистов для того, чтобы те в очередной раз попытались убедить их делать прививки, а они могли с ними поспорить.

Лидер группы, пропагандирующей отказ от вакцинации, Татьяна Толмачева, мать двоих детей, рассказала Udm-info, что несколько лет назад ее ребенок заболел корью сразу после прививки от кори. Она начала собирать информацию о прививках и убедилась, что от них больше вреда, чем пользы. Татьяна считает, что прививки людям «навязывают», что многие не знают о том, что от них можно отказаться, не знают о поствакцинальных последствиях, а если бы знали, то отказов было бы больше.

Вакцинация неэффективна и даже опасна – в этом «антипрививочники» попытались убедить ученых, медиков и представителей Роспотребнадзора. Но в итоге убедили лишь в том, что информирование населения о вакцинации поставлено не лучшим образом.

Вакцинация – дело добровольное

В России действует федеральный закон о вакцинации. Он определяет перечень инфекций, входящих в национальный календарь профилактических прививок. В перечне указаны 12 инфекций, которые должны быть профилактированы путем прививок, от рождения и на протяжении всей жизни человека.

Национальный календарь – это нормативно-правовой акт, который определяет количество инфекций, сроки проведения профилактических прививок, интервалы и кратность их введения.

Впрочем, существует и еще один календарь, который включает 13 инфекций, указанных Роспотребнадзором в качестве наиболее опасных или необходимых для профилактики в каждом регионе. Например, в Удмуртии опасен гепатит А, в республике от него прививают всех детей.

Вакцинация в стране носит добровольный характер. Это прописано в 157-ФЗ. В статье 5 этого закона говорится о праве на отказ от профилактических прививок. Однако при отказе гражданин не будет допущен в период эпидемий в образовательные и иные учреждения, не сможет выехать из страны, не сможет заниматься определенной деятельностью. Единственное требование к отказу – он должен быть оформлен письменно.

Процент отказов

- В Удмуртии от профилактических прививок отказывается 3-5% населения, - говорит заместитель главного врача по иммунопрофилактике УРЦ СПИД и ИЗ, главный внештатный специалист по вакцинопрофилактике Елена Корякина. - Это небольшая группа людей, их право мы не оспариваем. Я по профессии врач-педиатр, если родитель отказывается, то моя задача - побеседовать с ним, донести информацию об опасности отказа.

Возразивший ей «антипрививочник» Николай Мацулевич в качестве аргумента против предложил себя потрогать и пощупать, чтобы убедиться: вот он, живой-здоровый, несмотря на то, что более 30 лет не вакцинируется.

- И вся моя семья тоже не ставит прививки. У меня трое детей, старшей дочери мы еще ставили, двум следующим – нет. И они более здоровые, чем старшая дочь. Существует масса осложнений и масса противопоказаний, но если классу в школе ставят прививку, то они все встали и пошли в медкабинет. Не может быть, чтобы среди целого класса ни у кого не было противопоказаний. Есть ли стандартные противопоказания постановки прививок?

По словам Елены Корякиной, список очень короткий - из 4 постоянных противопоказаний, при этом вы всегда имеете право отказаться.

- Но у большинства в голове записано, что прививка обязательна, они не знают, что существуют противопоказания, - не унимался Николай Мацулевич.

А что в ампуле?

Другой аргумент отказавшихся от вакцинации – низкое качество вакцин.

Доктор фармацевтических наук, директор по науке фирмы «Микроген» (российский производитель иммунобиологических препаратов) Елена Саканян утверждает, что состав вакцин формируется так же, как и состав лекарственных препаратов:

- С составом можно ознакомиться на сайте нашего предприятия. Качество препарата оценивается уже на стадии технологического процесса. Затем вакцина проходит контроль на выпуске и после выпуска на рынок. Росфармнадзор осуществляет контроль выборочной серии. Также осуществляется сертификация серии. Это достаточно строгий контроль.

Татьяна Толмачева поинтересовалась, откуда же тогда появилась методичка о поствакцинальных последствиях и состояниях за подписью Геннадия Онищенко, в которой напечатан внушительный список осложнений в виде сахарного диабета, ДЦП, и даже смерти.

- Любой препарат может вызвать различные побочные реакции, - объяснила Елена Саканян. - При Минздраве РФ есть Центр безопасности, куда поступают абсолютно все случаи, зафиксированные как побочные реакции, нежелательные эффекты того или иного препарата. Центр безопасности исследует, в чем причина: в некачественном препарате или же в реакциях организма, которые являются специфическими? В последнем случае пациенту нельзя проходить вакцинацию, или он должен проходить предварительную подготовку. Предприятие очень редко может выпустить некачественный препарат. Чаще мы имеем дело с индивидуальными особенностями организма.

«Я вижу, как умирают от инфекций пациенты»

Какова статистика случаев поствакцинальных последствий в Удмуртии?

- На сегодняшний день в Удмуртии есть одно поствакцинальное осложнение после проведения профилактической прививки от туберкулеза. Это связано с индивидуальными особенностями организма. Никто этого не скрывает. Других поствакцинальных последствий у нас уже длительное время не было, - заверила Елена Корякина.

- Как вы проводите расследование? Как вы понимаете, что осложнение наступило в результате особенностей организма или в результате компонентов, входящих в вакцины? И насколько эти исследования достоверны? – допытывалась Татьяна Толмачева, которая не верит, что осложнений так мало.

- При минздраве региона создана комиссия из специалистов этого ведомства, управления Роспотребнадзора, Ижевской государственной медакадемии, Росздравнадзора. Также есть комиссия в каждом медучреждении, она несет функцию на первичном этапе. Именно она первоначально решает, в чем причина поствакцинальных последствий. Постановка окончательного диагноза всегда коллегиальная, с учетом всей собранной информации. Дальше информацию о побочных эффектах вакцинации мы отправляем в институт детских инфекций в Санкт-Петербурге, к которому прикреплены. Там либо подтверждают наш диагноз, либо отменяют его.

Ольга Поздеева, заведующая кафедрой детских болезней ИГМА, предложила назвать фамилию пациента, у которого случилось осложнение после вакцинации:

- Я всех пациентов знаю. Если вы компетентны в этих вещах, назовите фамилии, мы разберемся.

Однако Татьяна отказалась называть фамилии.

Ответ Ольги Поздеевой был достаточно резким:

- Я не понимаю, о чем мы говорим! Весь мир прививается, вся Европа, а мы о чем рассуждаем? Какие «против»? Отказываясь от прививок, мы возвращаемся в средние века! Я здесь единственный врач, который работает в реанимации, я вижу, как умирают пациенты от разных инфекций. Я видела дифтерию, менингококковую инфекцию, умирающих беременных. Я не понимаю, почему поднимаются такие вопросы. Сейчас в Удмуртии нет дифтерии, паратитной и других инфекций только потому, что все прививаются.

Минимум для большинства

- Надо признать, осложнения бывают, - заявил заведующий кафедрой иммунологии УдГУ Игорь Меньшиков. - Бывают случаи, когда врачи осложнения не признают. Такая уж сложилась у нас ситуация, что врачи заботятся о том, чтобы все выглядело благополучно. Тем не менее, вакцинация необходима в целях безопасности. Риск возникновения эпидемий без нее возрастет. Сам факт того, что нет случаев многих инфекционных заболеваний, говорит о том, что вакцинация необходима. Действительно, если 80% населения привито, эпидемии не возникает. Это столетний опыт. Вы сами себе роете могилу, отказываясь от прививок.

По словам Игоря Меньшикова, проблема в отсутствии информации, в непросвещенности населения.

- Медицинский минимум должно знать большинство людей. Если есть человек, которого можно обмануть, его обязательно обманут. Единственный способ социальной защиты граждан – высокий уровень их просвещенности, в том числе в этих вопросах. А это уже вопросы доступности информации, ее объективности. Отсутствие объективной информации рождает страх и недоверие, что мы и видим сейчас.

Заместитель главного врача ГКБ №4 Альфия Нафикова согласилась с тем, что проблема – в плохой информированности населения:

- Я согласна в том, что население недостаточно информировано. Мы проведем опрос среди родителей дошкольных и школьных учреждений на тему вакцинации. После результатов анализа опроса, мы будем говорить конкретно по цифрам, что делать. И еще. Здесь прозвучали случаи поствакцинальных осложнений, давайте говорить конкретно о каждом. Будем их озвучивать, а не обходиться общими словами. Разбор, расследование каждого случая берем на себя.

Другая информация

Доводы врачей и специалистов инициаторы спора, отказавшиеся от вакцинации, отметали. Они сомневались даже в том, что Франция с помощью вакцинации сто лет назад победила эпидемию оспы.

- У меня другая информация. Я читала, что от оспы спаслись методами санитарии, повышением эпидемиологического уровня населения, а не с помощью прививок, - заявила Татьяна Толмачева.

- Для этого достаточно взять статистику ВОЗ, там написано, какие заболевания человечество взяло под контроль, благодаря чему они просто исчезли, - ответил ей Андрей Кондрахин, клинический фармаколог Федерального центра цереброваскулярной патологии Минздрава РФ. - Это достаточно большое руководство, в исследовании участвовали разные страны, так что количество экспертов там большое.

- Мы не можем ничего доказать друг другу в этом споре, не проще ли советовать родителям оформлять отказ от прививок? – против всякой логики предложила Татьяна Толмачева.

- Почему мы должны советовать? Только потому, что вы нам не верите? – возмутилась Елена Корякина. - Есть официальные данные, весь мир ссылается на ВОЗ, я вначале разговора сказала, что есть 157-ФЗ, есть право на отказ. Почему я должна советовать, если я, работая врачом, вижу, что вакцинация против кори спасает от эпидемии против кори? Советовать отказываться я считаю неправильным.

- Призывать отказываться от прививок на основании того, что где-то у кого-то что-то случилось – неправильно. Это не доказательно, - поддержал ее Андрей Кондрахин. - К сожалению, любое лекарственное средство, вакцина тоже, может давать побочные действия, но нельзя весь отрицательный опыт переводить на то, что вакцина не работает. Я предлагаю на чашу весов поставить двойную ответственность. С одной стороны, врача, а с другой - родителя, который не привил ребенка. Считаю, если ребенок заболел и вокруг него заболели другие дети, здесь тоже должна быть ответственность, потому что точка зрения общества такая: мы предотвращаем эпидемию, прививка должна быть поставлена.

- Как же другие дети могут заболеть, ведь они же привиты? – спросил Мацулевич.

- Прививка не может обеспечить 100-процентный иммунитет, - пояснил Кондрахин. - Это вам инфекционисты подтвердят. В некоторых случаях болезнь будет протекать, но легче, сглаженнее, без последствий, которые могли бы быть.

- Хорошо, я готова взять ответственность на себя, а кто из вас согласен взять ответственность за поствакцинальные осложнения, если они наступят? – спросила госпожа Толмачева.

Обсуждение этого вопроса участники дискуссии перенесли на следующий раз, пообещав вернуться к юридическим вопросам вакцинации. Но обсуждать их медикам и специалистам придется с людьми, обладающими альтернативной информацией и своеобразным взглядом – не только на вакцинацию, но и на правовые ее аспекты.