Posted 29 января 2021, 14:24

Published 29 января 2021, 14:24

Modified 18 октября 2022, 05:33

Updated 18 октября 2022, 05:33

«Минздрав Удмуртии из года в год пренебрегает нуждами диабетиков»

29 января 2021, 14:24
По данным минздрава Удмуртии, больные сахарным диабетом обеспечены всем необходимым в полном объеме. Но пациенты снова и снова говорят о том, что их нуждами пренебрегают. Почему так происходит, объяснил руководитель «Центра медицинского права» Александр Золотарев.

Обеспечены все

По данным минздрава Удмуртии, в настоящее время в республике зарегистрировано более 50 тысяч пациентов с этим заболеванием. Каждый год диагноз «сахарный диабет» впервые ставят 3500 пациентам.

Пациенты с сахарным диабетом обеспечиваются препаратами за счет федерального и регионального бюджетов.

Всем больным назначаются льготные лекарственные препараты и медицинские изделия, в том числе инсулин, тест-полоски, инсулиновые помпы.

Льготники, имеющие инвалидность по диабету, обеспечиваются из федерального бюджета. В 2020 году за 10 месяцев по федеральной льготе сахароснижающие препараты (таблетированные и инсулины) и изделия медицинского назначения (тест-полоски, иглы, расходные материалы для инсулиновой помпы) получили 5367 льготников по 44 956 рецептам на сумму 80,4 млн рублей.

Региональные льготники (лица, страдающие диабетом, но не имеющие инвалидности) обеспечиваются за счет средств республиканского бюджета. За 10 месяцев сахароснижающими препаратами, инсулинами, изделиями медназначения обеспечено 35 408 льготополучателей по 241 932 рецептам на сумму более 209,1 млн рублей.

Однако, по словам жителей, многие не могут получить бесплатные препараты.

Главная проблема - перевод на российские инсулины

Лариса Кондрашкина, мама больного диабетом ребенка, считает, что на сегодняшний день главная проблема всех диабетиков - перевод на российские инсулины, который начался в 2020 году. В течение прошлого года жители Удмуртии не раз выходили на акции протеста с требованием оставить детям с сахарным диабетом оригинальные препараты инсулина, но инсулинозависимым больным все равно начали выдавать отечественные аналоги сомнительного качества вместо оригинальных и проверенных инсулинов.

Лариса рассказала Udm-Info, что в Ижевске оригинальных инсулинов нет, всем предлагают биосимиляры, которые не являются аналогами, о чем неоднократно заявляли ведущие эндокринологи страны, в том числе Марина Шестакова - директор института диабета МЗ РФ.

По ее словам, тест-полоски для измерения сахара в крови, иглы для шприц-ручек и расходные материалы для инсулиновых помп по-прежнему выдают не в полном объеме. «При этом не учитывается длина и толщина игл, необходимых для детей. Так как уколы инсулина приходится ставить по 6-7 раз в сутки, многие родители просто не рискуют колоть детей такими большими иглами и вынуждены покупать подходящие для детей иголки сами», - объяснила Лариса.

Так же, как и раньше, отказывают диабетикам и в обеспечении шприц-ручками для введения инсулина, спиртовыми салфетками и жизненно важным препаратом «Глюкагон», который в критической ситуации спасает диабетика от гипогликемической комы.

Она напоминает, что «согласно действующему законодательству всеми вышеперечисленными лекарственными препаратами и медицинскими изделиями диабетики должны быть обеспечены бесплатно и в полном объеме. Однако наш минздрав из года в год пренебрегает нуждами пациентов».

Разницы нет

Александр Поликарпов, живущий в селе Якшур-Бодья, много лет болеет инсулинозависимым диабетом. Он говорит, что у него пока все есть, он никакого дефицита не испытывает. «Сейчас из-за коронавируса в больнице не был с весны. Списывался с главврачом больницы в вайбере, он принял во внимание мою просьбу выписывать рецепты и оставлять их в регистратуре. Сами понимаете, диабет - это не только инсулин, иммунитета у нас нет, поэтому очень мало выхожу, только в нужных случаях, мы боимся, ведь это может оказаться последняя болезнь. Поэтому пока все есть и больницу обхожу стороной, получает лекарства жена».

Он вот уже четыре месяца получает инсулин российского производства «РинГлар». «По сути он ничем не отличается от хороших зарубежных. "РинГлар" однозначно хороший. Не замечал непереносимости, гипогликемии, во всяком случае, не чаще чем от импортного "Хумалог"».

Все как всегда

В общественную организацию «Центр медицинского права» постоянно обращаются родители детей-инвалидов с сахарным диабетом, которых не обеспечивают инсулином и медицинскими изделиями: тест-полосками к глюкометру и ланцетами (ланцет - специальная тонкая игла для прокалывания и забора крови, входит в состав глюкометра), говорит ее руководитель Александр Золотарев. Но он не считает, что на сегодняшний день в Удмуртии сложилась какая-то критическая ситуация. Все как всегда.

«Как детей, так и взрослых, больных сахарным диабетом, инсулином не обеспечивают. Однако я бы не сказал, что ситуация ухудшилась по сравнению с прошлым годом, но она и не улучшилась», - говорит Александр.

Он также отмечает, что в адрес организации поступают немногочисленные обращения, в которых диабетики выражают озабоченность в связи с переходом на российские аналоги. «Более того, есть случаи в Удмуртии, когда пациенты при переходе отмечали ухудшение состояния здоровья», - утверждает руководитель «Центра». - При этом никто из пациентов не хочет проходить установленную Федеральным законом процедуру для того, чтобы ему закупали оригинальный инсулин. Понятно, что для пациентов это означает бороться за свои права, это сложно. Из чего я делаю вывод, что людям проще приобретать оригинальный препарат за свой счет».

Порочная система

Александр Золотарев акцентирует внимание на том, что сами диабетики помогают министерству здравоохранения создавать красивую статистику обеспеченности препаратами.

Процедура получения препарата и медицинского изделия (тест-полосок или расходных материалов к помпе) начинается с обращения к участковому врачу. Он выписывает рецепт, с которым льготник идет в аптеку. «Но у нас делают вот как. В поликлиниках, зная, что в аптеке нет инсулина, не выписывают рецепт на препарат, даже если он необходим диабетику. Только тогда, когда в аптеки поступают необходимые препараты, начинают обзванивать пациентов и приглашать их за рецептами», - объясняет Золотарев.

Он считает, что система должна быть устроена по-другому. В поликлинике пациенту, нуждающемуся в инсулине или тест-полосках, должны выписать рецепт вне зависимости от того, есть они в аптеке или нет. Аптека же должна поставить рецепт на отсроченное обслуживание. «Но у нас этого не делают, поэтому картина по обеспечению инсулинами и расходными материалами приятная для чиновников. Вот почему сложно сказать, сколько на самом деле льготников не обеспечены необходимыми препаратами. Минздрав отвечает, что обеспечивает, и по сути он прав, потому что они создали такую для себя систему, при которой выходит, что все льготники обеспечены», - утверждает юрист.

Александр Золотарев советует всем льготникам: «На приеме вас не должна волновать формулировка отказа «в аптеке нет инсулина, мы вам позвоним». Это проблема медицинской организации и минздрава. Вы должны добиваться, чтобы вам выписали рецепт. В аптеке же вы требуете поставить рецепт на отсроченное обслуживание. Далее в течение 10-15 дней аптека и минздрав должны принять меры по обеспечению конкретным препаратом».

Но пациенты, по его словам, редко идут на конфликт. Таким образом, в создании этой порочной системы участвуют и сами больные, которые согласны ждать и обеспечиваются не в силу своей необходимости препаратами по состоянию здоровья, а в силу того, когда им закупят препарат. Более того, при такой системе виноватым оказывается всегда тот, кто не выписал рецепт. Например, в случае, если пациент напишет жалобу, то ответственность ляжет на первичное звено - терапевтов и педиатров. «А ответственность должны нести те, кто не закупил, не принял меры по закупке, не согласовал заявки», - считает он.

Подпишитесь