Posted 31 мая 2020, 05:03
Published 31 мая 2020, 05:03
Modified 18 октября 2022, 05:23
Updated 18 октября 2022, 05:23
В Удмуртии ситуация с выплатами заинтересовала Следственный комитет и прокуратуру, главе Удмуртии пришлось даже дать медработникам свой и министра здравоохранения телефоны – специально для жалоб, пообещав, что разбираться будут с каждым обращением.
Свой взгляд на ситуацию в эксклюзивном интервью «Udm-Info» изложил глава Межрегионального профсоюза работников здравоохранения «Действие» Андрей Коновал.
Андрей, в Удмуртии отделение профсоюза «Действие» направило обращение в правительство России, Прокуратуру и Следственное управление СКР по региону с целью оспорить постановление регионального правительства № 161 от 30.04.2020 г., считая его противоречащим нормам федерального законодательства, и привлечь к ответственности должностных лиц, утвердивших такой региональный нормативный акт, ограничивающий круг медработников, которые могут рассчитывать на дополнительные стимулирующие выплаты, за оказание медпомощи лицам из группы риска заражения новой коронавирусной инфекцией. В этом смысле Удмуртия отличилась от других регионов? Или подобное происходит не только у нас?
Хаос в трактовке решений федерального центра о стимулирующих надбавках медработникам за борьбу с коронавирусом имеет место по всей стране, а не только в Удмуртии. Изначально постановления правительства России (их было два - 415-е и 484-е) были сформулированы таким образом, что в них не было четкого ответа на три вопроса – кому платить, за что платить и по какой методике рассчитывать суммы выплат. При этом большинство медиков, ознакомившиеся с выступлением президента Путина с обещанием надбавок, уверены - и я считаю, справедливо уверены, - что усложнившиеся условия их работы и повышенный риск, с которым они сталкиваются, позволяют им претендовать на стимулирующие выплаты. По крайней мере, на ту надбавку, которая предусмотрена постановлением № 415. Она существенно меньше сумм, озвученных президентом (поскольку устанавливается в зависимости от размера средней зарплаты по региону), но зато предусмотрена не только за работу с пациентами, у которых выявлен Covid, но и за работу с так называемыми «лицами из групп риска заражения». Проблема в том, что региональные власти, видя, что денег федеральный центр выделил не так много, стремятся экономить и начинают по-своему трактовать, кто такие эти самые «группы риска». Чаще всего в сторону уменьшения. Где-то под ними понимают практически всех пациентов с ОРВИ и пневмониями, где-то пациентов, у которых диагноз на момент контакта с медиком был неизвестен, но подтвердился позже. Где-то, как, например, на «скорой» в Брянске, считают, что из-за того, что у 40% заболевших коронавирусной инфекцией она протекает бессимптомно, следует считать всех обратившихся за помощью пациентов лицами из группами риска, а всех сотрудников выездных бригад - работающими с коронавирусом. Поэтому там платят полную сумму и медикам, и водителям, как по 415-му, так и по 484-му постановлению.
А в Удмуртии?..
В Удмуртии постановлением республиканского правительства №161 от 30 апреля 2020 года определили, что к лицам из групп риска заражения относятся только те граждане, кто получил постановление главного санитарного врача по Удмуртской Республике об изоляции. То есть это лица, прибывшие из-за рубежа, ряда других регионов, контактные с ковидными больными. Ничего подобного в федеральном постановлении, конечно, нет. Наоборот, если мы обратимся к нормативным документам Минздрава и Роспотребнадзора, то увидим, что там понятие «лица из групп риска заражения» трактуется очень широко. Например, в приказе Минздрава РФ 198н, регламентирующем работу медорганизаций в условиях распространения коронавирусной инфекции, четко говорится, что это «лица в возрасте старше 60 лет, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями бронхолегочной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем, беременные женщины». То есть практически любой медик, работающий на «скорой», в поликлинике, в обычном (не ковидном) стационаре, работает с такими пациентами, оказывает помощь. Следовательно, подавляющее большинство медработников, с нашей точки зрения, должно получить эти надбавки по 415-му постановлению без всяких ограничений. Согласно правилам начисления таких надбавок, для врачей стационаров, например, эта сумма должна составить порядка 29,5 тыс. руб., для врачей других направлений – около 23,5 тыс. руб. Среднему медперсоналу стационаров – в два раза меньше от этих сумм, младшему – еще меньше, около 9 тыс руб. Считаем, что отдельно следует установить такие надбавки и для водителей скорой помощи из регионального бюджета.
Насколько это реально в условиях Удмуртии?
Вполне реально. В некоторых регионах это же делается, почему Удмуртия должна ориентироваться на не на лучшие, а на худшие примеры? Проблема в том, что сейчас ситуация еще более запуталась после последних разъяснений Минздрава России, которые они разослали в регионы в своем письме (№ 16-3/И/1-6965 от 21.05.2020) за подписью замминистра Татьяны Семеновой.
В этом документе группы риска вообще были проигнорированы и утверждается, что выплаты предназначены за оказание медицинской помощи только пациентам с лабораторно подтвержденным диагнозом и только специализированных подразделений и бригад скорой помощи. Если следовать этой рекомендации, у медиков Удмуртии, которые получили какие-то суммы за оказание помощи тем, кто находился на изоляции, надо забрать обратно эти деньги. И вообще у всех медиков, кто оказывал помощь ковидным больным, не работая в подразделениях, официально перепрофилированных под работу с коронавирусом. Абсурд полный. Полагаю, что речь идет о подмене смысла постановления правительства России.
Поэтому мы сейчас подготовили обращение в Генеральную прокуратуру РФ с жалобой о превышении, с нашей точки зрения, заместителем министра Семеновой своих служебных полномочий, а также распространении так называемых фейк-ньюс – то есть недостоверной информации, которая создает угрозу общественных волнений, беспорядков, потому что, ориентируясь на эти разъяснения министерства, региональные власти и работодатели начинают корректировать свою позицию по этим выплатам.
Получается, Минздрав России противоречит правительству и только усугубляет непонимание на местах?
Да, Минздрав добавил неразберихи своим разъяснительным письмом, допускающим интерпретацию, по крайней мере, в одном из пунктов, принципиально противоречащем 415-му постановлению. Но в целом, я считаю, что большая часть вины лежит на самом федеральном правительстве, сразу не давшем четкого понимания, как должны начисляться эти надбавки.
Региональные власти, естественно, до последнего ждали разъяснений федерального центра. Видимо, дождались сначала одних, которые не афишировались, но явно были разосланы, так как многие стали действовать очень похоже, начислять надбавки за часы и минуты по 150-200 рублей, что вызвало огромный скандал. А когда президент заявил, что это неправильно, стали это исправлять, но, тем не менее, вакханалия продолжается… Методика расчета в итоге была дана, а вот кому и за что полагаются выплаты – это остается под вопросом.
Мы еще в середине апреля, когда изучили эти постановления, поняли, что будет хаос и огромный взрыв негодования. И в конце апреля направили письмо в правительство и Минздрав России с требованиями внести изменения в принятые решения. Под размещенной в Сети петицией в поддержку наших требований подписались свыше 110 тысяч человек. Часть пунктов наших предложений на настоящий момент выполнена - об изменении методики расчета (что платить нужно не за время, непосредственно проведенное с пациентами, а за все отработанное время по должности и сам факт работы); о распространении выплат на ряд категорий медработников, которые не были включены (а именно, работающие с биологическим материалом), и о том, что в 484-м постановлении упущены работники скорой помощи, в частности, значительная часть водителей, которые выведены за штат скорой помощи и являются водителями транспортных организаций, оказывающих аутсорсинговые услуги. Это было поправлено самим правительством.
Но большинство пунктов, которые мы предлагали, не выполнены, даны в том числе и неадекватные разъяснения Минздравом, поэтому наша кампания за расширение круга категорий медработников, которым в полном объеме положены стимулирующие надбавки, будет профсоюзом «Действие» продолжена.
Какие жалобы поступали к вам из Удмуртии?
На днях я встречался с сотрудниками станции скорой медицинской помощи Ижевска, у которых есть вопросы по выплатам. Рассказали мне, в том числе, о случаях, когда, бригады не получили ничего, хотя ездили на вызовы к пациентам с коронавирусом. В надбавках отказали на том основании, что речь идет не о спецбригаде, официально перепрофилированной под ковид, ОРВИ и пневмонии, а об обычной общепрофильной бригаде. Еще было сказано, что поскольку на момент вызова у пациента еще не был лабораторно подтвержден диагноз Covid-19, то и оплачивать его не будут. С нашей точки зрения, это искусственные ограничения, и в случае факта оказания помощи таким пациентам медики и водители общепрофильной бригады должны получать выплаты по 484-му постановлению правительства РФ. Не говоря уж о 415-м постановлении для медиков, как за группы риска.
В стационарах Удмуртии такая же ситуация: в «ковидных» подразделениях платят, а в обычных – нет, хотя там тоже оказываются пациенты с ковидом и характерными пневмониями.
Обделена большая часть сотрудников первичного звена поликлиник. Участковые врачи из второй городской больницы Ижевска жалуются. Стационар ГКБ №2 был перепрофилирован для работы с пациентами с коронавирусом, и туда ушли работать 12 участковых терапевтов, и теперь оставшиеся в поликлинике 11 участковых терапевтов обслуживают 30 участков, то есть один врач работает фактически на три участка. Врачи сообщили, что никакой доплаты за дополнительные участки не получают. Хотя тут даже не в связи с коронавирусом должна быть доплата – а за расширение зоны обслуживания. При этом участковые терапевты ходят на вызовы к больным с ОРВИ, температурой, с подозрением на пневмонию, а кроме того, ведут прием таких пациентов в поликлинике. Три участковых терапевта уже находятся на карантине, как контактные по коронавирусу на дому и в поликлинике на приеме. И никто не собирается им ничего оплачивать, пишут мне врачи.
Кто виноват и что делать? – остаются два главных вопроса.
Профсоюз «Действие» продолжит борьбу по разным направлениям – как на региональном, так и на федеральном уровне.
В частности, в Удмуртии, мы намерены хотя бы часть вопросов урегулировать через рабочее взаимодействие с региональным минздравом и правительством. Полагаем, что, если власти республики тревожатся насчет правил расходования федеральных средств из-за противоречивости нормативной базы, они могут найти выход в расширении выплат из регионального бюджета. Ввели же они недавно надбавки за коронавирус для главных врачей специализированных ковид-госпиталей и ижевской ССМП, хотя федеральными правилами это не предусмотрено.
Многое зависит от активности самих медработников, в том числе и в рядах профсоюза «Действие». В Амурской области, как сообщают наши активисты, тоже все эти ограничения были, но когда там активно выступила первичная организация «Действия», на «скорой» Благовещенска были введены специальные региональные выплаты, аналогичные по суммам «президентским», чтобы выплачивать всем в полном объеме. На Пензенской областной станции скорой помощи, где у нас сильнейшая и самая крупная организация (более 1000 человек), и где «Действие» официально является представительным органом всего трудового коллектива, работодатель даже не попробовал как-то ограничить выплаты. Все бригады получают полные суммы обеих надбавок без каких-либо вычетов.
Но в целом по стране, полагаю, недовольство медработников будет только нарастать, потому что сейчас очень несправедливо складывается ситуация. Какие-то группы сотрудников, действительно, теперь получают очень существенные надбавки, но подавляющая часть остальных, в том числе и непосредственно сталкивающаяся в своей работе с ковидом, – нет.
Напряжение неизбежно будет увеличиваться, если властями не будут предприняты соответствующие усилия, чтобы дать медикам справедливые и достойные надбавки за риск, за тяжелые условия труда и повышенную нагрузку в условиях коронавирусной инфекции. При этом самое важное – распространить эти выплаты на весь круг медработников, которые реально сталкиваются с коронавирусной инфекцией и ее проявлениями, включить в него также и не медицинских работников, потому что некоторые сотрудники не включены в медицинский персонал, но риск их заражения не может быть устранен.