Posted 23 августа 2019, 10:08
Published 23 августа 2019, 10:08
Modified 17 октября 2022, 14:50
Updated 17 октября 2022, 14:50
Пока пришлые хозяева удмуртских дорог дарили землякам контракты на сотни миллионов, профильные предприятия впервые за десятилетие ушли в убыток. Вместо глобальных перемен в отрасли власти лишь корректируют правила вчерашней игры.
Лиха беда начало
Александр Бречалов не первый (и, вероятно, не последний) губернатор, который решил начать обустройство Удмуртии с ремонта дорог. О реформе дорожной отрасли свеженазначенный глава республики задумался сразу, как впервые прокатился по местному бездорожью.
К лету 2017-го в дорожном строительстве ввели казначейское сопровождение всех контрактов, усилили общественный контроль, и как итог – получили неплохую экономию, которую перенаправили на дополнительный ремонт. Республику хвалили в федеральном Минтрансе, Александра Бречалова благодарно «лайкали» подписчики и окрыленный таким успехом глава объявил 2018-й Годом дорог.
В это же время в самых обычных ижевских квартирах начали появляться конторы, которые позже станут крупнейшими поставщиками отрасли.
«Убыточный» Год дорог
Сегодня более 90% дорожного рынка Удмуртии принадлежит госпредприятиям. Коммерческих конкурентов – десятки, но в торгах они участвуют редко, а побеждают разве что в виде исключения.
Дорожные флагманы республики – ГУП «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское» – фактически полностью контролируют рынок, поэтому на эти активы новая команда управленцев обратила внимание в первую очередь.
Еще будучи в статусе врио, Александр Бречалов заговорил о слиянии республиканских предприятий в единый холдинг и дальнейшей продаже 75% его акций. Эту сделку власти планируют завершить в 2020 году.
Отметим, что по итогам удмуртского Года дорог оба региональных актива – предприятия с абсолютно разной выручкой и расходами – понесли одинаковые потери. По данным СПАРК-Интерфакс, прошлогодний убыток ДП «Ижевское» составил 215 млн рублей, «Удмуртавтодор» ушел в минус ровно на ту же сумму.
Помимо сомнений в случайности такого совпадения, возникает еще один закономерный вопрос: как в Год дорог, когда республика занималась масштабным ремонтом, главные предприятия вдруг оказались убыточными?
Впрочем, эти вопросы отпадают, если обратить внимание на тех, кто пришел на смену «соловьевским» кадрам, ранее управлявшим отраслью.
Советник Хренов
Негласно сферу дорог в «команде Удмуртии» курирует премьер-министр Ярослав Семенов, именно в его аппарате в свое время появился профильный советник. Должность дорожного консильери при Семенове занял Михаил Хренов – питерский бизнесмен, который пять лет назад практически узаконил поборы с ленинградских подрядчиков.
В прошлом Хренов несколько лет возглавлял автомобильно-дорожную компанию «Резерв», которая с треском обанкротилась задолго до истечения гарантии на своих объектах. Тогда же бизнесмен решил сменить профиль и перейти от ремонта дорог к их экспертизе.
Волею случая созданный им дорожно-испытательный центр «Северо-Запад» стал единственный аккредитованным предприятием Ленобласти в сфере экспертизы. ДИЦ предлагал областным подрядчикам платные услуги технадзора, причем к своим клиентам у них был уникальный подход.
Как рассказывали дорожники, у тех, кто отказывался сотрудничать с Хреновым, начинались проблемы с прокуратурой. И действительно, в 2014 году ДИЦ «Северо-Запад» один за другим вскрывал крупные хищения на ремонте, а правоохранители штамповали на дорожников уголовные дела.
При этом суммы ущерба вызвали недоумение даже у областных властей: при стоимости дороги в 30 млн рублей «эксперты» могли выявить ущерб на 27 миллионов. Логика была простая: если на дороге не хватает сантиметра, значит контракт не выполнен полностью.
Кстати, сегодня ДИЦ возглавляет бизнес-партнер Хренова Александр Асаналиев – тот самый, что в прошлом году стал гендиректором ДП «Ижевское».
С приходом в отрасль старых питерских друзей финансовые потоки устремились в направлении обеих российских столиц.
Подмосковно-питерские
Судя по финансовым отчетам, за последние полтора года у дорожной отрасли Удмуртии появились сразу несколько новых поставщиков. Условно их можно разделить на две категории – «московские» и «питерские». Москвичи поставляют песок и строительные услуги, петербуржцы, как и полагается жителям «культурной столицы», заняты более интеллигентным трудом – пишут сметы и проектируют дороги.
Кстати, «московские» компании сегодня сидят в соседних офисах на 8-м этаже бывшего «Дома быта». Одна из них – ООО «Неруд» – была зарегистрирована в сентябре 2017 года в обычной новостройке на Ильфата Закирова. Уже через год жилая контора получила контрактов на поставку песка и щебня для дорожных предприятий на 185 миллионов рублей. У истоков ООО стояла Любовь Крутова, совладелица туристической фирмы в Москве, сегодня компания официально принадлежит Марии Псарёвой.
Через пару кабинетов от «Неруда» разместился «подмосковный» поставщик ООО «Домстрой». Фирму зарегистрировали в марте 2018 года и за это время компания получила три контракта на 18,6 млн рублей. Руководит «Домстроем» земляк Александра Бречалова Михаил Мартынов.
Помимо ижевского офиса, у Мартынова есть несколько фирм в Подмосковье, а его интересы не ограничиваются одной лишь дорожной отраслью. В частности, одна из аффилированных с Мартыновым компаний – ООО «Тахограф» из Жуковского – в 2018 году заключила контракт почти на 9 млн рублей с удмуртским «Центром по комплексному обслуживанию учреждений культуры».
«Питерские» включились в гонку по освоению дорожных бюджетов относительно недавно. В этом году на паспортизацию республиканских дорог петербуржскому ООО «Авто-Дорсервис» выделят ни много ни мало 350 миллионов рублей.
Один из учредителей «Авто-дорсервиса» – АО «Нева-Дорсервис» – освоит 43,4 млн на строительном контроле. Еще одной питерской компании – ООО «Инжиниринг» – в 2019 году выделили контрактов на 65 млн рублей.
Учитывая все эти обстоятельства и факты, возникает логичный вопрос, в чьих именно интересах будет происходить намеченная на 2020 год приватизация дорожных активов республики – ГУП «Удмуртавтодор» и ДП «Ижевское». Сегодня они числятся «убыточными» и, соответственно, 75% акций объединенного актива вряд ли будут проданы с большой выгодой для региона. Благо, опыт уже есть – скандальная продажа собственности «Ижевских электросетей» жителей региона в этом, кажется, убедила.