13 ноября завершается прием заявок на участие в тендере по ремонту пешеходного перехода. По состоянию на 17:30, не подано ни одной заявки. Ижевский активист Андрей Ялунин считает, что никто из подрядчиков просто не хочет принимать участие в этой долгоиграющей скандальной истории. Он передал Udm-info письменный ответ заместителя главы города по ЖКХ и строительству Владимира Гуляева, где он поясняет, что прежний подрядчик ссылался на пьянство рабочих и шантажировал власти Ижевска. Есть ли гарантия, что новый подрядчик не будет применять те же методы?
Сбились со счета
Подземный пешеходный переход около УдГУ, где ежедневно проходит более 15 тысяч человек, не ремонтировали более 40 лет. Задумавшись о его капитальном ремонте, в 2017 года власти Ижевска планировали передать переход в концессию для проведения в нем реконструкции, однако желающих не нашлось. В 2021 году правительство Удмуртии даже готово было выделить 17 млн рублей на ремонт перехода из бюджета региона при условии софинансирования с городом и инвестором. Но и тогда не смогли отыскать инвестора.
Затем деньги в городской казне все-таки нашли, и выделили на ремонт перехода 19 млн рублей. Но в проекте реконструкции забыли предусмотреть ливневую канализацию. Работы пришлось свернуть. В срыве обвинили подрядчика, контракт с которым расторгли.
Наконец в июне 2021 года власти Ижевска заключили муниципальный контракт с ООО «Развитие-Липецк» на разработку проектно-сметной документации (ПСД) на капремонт подземных переходов, в том числе возле УдГУ. Часть работ по ремонту перехода успел выполнить подрядчик ООО «Квартал 18». Компания демонтировала аварийные элементы внешней отделки, отремонтировала два лестничных спуска и поставила ограждение около одного из тоннелей перехода.
Остальные работы подрядчик не выполнил, и в феврале 2023 года власти Ижевска расторгли с ним контракт, выбрав другую подрядную организацию, ООО СК «МарСтрой» из Казани. Но и с этой компанией возникли сложности.
Не вышел на объект
Согласно условиям контракта, новый подрядчик, ООО «МарСтрой», должен был приступить к ремонту перехода 15 апреля 2023 года. Но на объект он не вышел. Так продолжалось по 5 мая. В итоге компания не выполнила предусмотренные контрактом виды работ, при этом получив аванс почти в 6 млн рублей.
Ижевский активист Андрей Ялунин решил выяснить в администрации города, как она допустила появление на объекте очередного нерадивого подрядчика. Ижевчанину ответил заместитель главы города по ЖКХ и строительству Владимир Гуляев.
«Возникла крайне сложная обстановка, связанная с проведением капитального ремонта подземного пешеходного перехода на улице Удмуртской около УдГУ, а именно с подрядчиком — ООО „МарСтрой“. За время выполнения работ по контракту подрядчику направлены претензионные требования о выплате неустойки в виде штрафов и пени за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту на общую сумму 1,126 млн рублей», — ответил Владимир Гуляев активисту.
Пьянство и шантаж
Замглавы администрации города в своем письме неоднократно подчеркнул, что власти Ижевска не виноваты в очередном срыве ремонтных работ на переходе. Якобы задолго до начала ремонтных работ они проводили с подрядчиком совещания и встречи, на которых обсуждались порядок и сроки проведения работ, «возможные проблемы и пути их решения». Подрядчик уверял власти Ижевска, что готов приступить к работам 1 апреля и завершить их 31 июля.
«Подрядчик не приступил к работам ни 1 апреля, как обещал, ни 15 апреля — срок начала работ по контракту. Причины назывались самые разные — от пьянства рабочих до невозможности покупки указанных в контракте ограждений. В итоге, работы на объекте начались только 10 мая», — объяснил Гуляев.
По его словам, после этого с подрядчиком снова провели несколько встреч, на которых он потребовал полностью перекрыть подземный переход для пешеходов. Власти Ижевска пошли и на этот шаг, и устроили временный надземный переход возле 4 корпуса УдГУ. И снова просчитались.
«Данные усилия не привели к результату. Вместо того, чтобы усиленно работать на объекте, подрядчик занимался написанием абсолютно бессмысленных и неинформативных писем. А с начала июля в неоднократных телефонных переговорах подрядчик перешел к откровенному словесному шантажу. Осознавая всю значимость перехода для города и сложности, с которыми город столкнулся бы при расторжении контракта, он начал настаивать на увеличении цены контракта на 100%, и увеличить сроки проведения работ до конца 2023 года», — рассказал замглавы Ижевска.
Как отметил Гуляев, власти города отказались выполнять безумные требования подрядчика, и тогда он 13 июля остановил работы и «отозвал рабочих с перехода».
Поиски нового
2 августа власти Ижевска расторгли договор с ООО «МарСтрой», а переход завалили бетонными плитами.
В конце октября администрация города подала документы на проведение торгов по выбору нового подрядчика. За выполнение ремонта подземного перехода предложили 19,5 млн рублей. Сроком сдачи объекта указано 30 сентября 2024 года. То есть, в поисках исполнителя работ власти Ижевска даже продлили сроки выполнения работ. Заявки от подрядчиков принимали до 13 ноября. По тендеру не подано ни одной заявки.
По мнению Андрея Ялунина, власти Ижевска изначально не прочитали возможные риски, и часть бюджетных средств потеряна безвозвратно.
«Объект не был готов к выполнению контракта по проекту ООО „Развитие-Липецк“. То есть, демонтажные работы, которые не были выполнены в полном объеме подрядчиком „Квартал-18“, пришлось выполнять компании „МарСтрой“. Об этом Гуляев в своем ответе почему-то промолчал. Так же он промолчал и про возврат аванса, выданного ООО „МарСтрой“, 6 млн рублей, а именно эти деньги и ушли на демонтажные работы, которые не были заложены в ПСД по контракту. При этом, в прежнем контракте не была предусмотрена банковская гарантия, в связи с чем, взыскать аванс и неустойку будет очень проблематично», — пояснил Ялунин.
Активист считает, что к новым торгам власти города подготовились очень халатно. Точнее, не подготовились никак.
«В документах к новому, несостоявшемуся тендеру, они заложили гарантию на сумму аванса. Так же в сумму заложили сумму тех самых работ, которые уже выполнило ООО „МарСтрой“ и которые уже оплачены ему. И произошло удорожание суммы контракта на 30%», — прокомментировал активист.
По мнению Андрея Ялунина, даже если власти города и найдут нового исполнителя капремонта перехода, то все равно не избежать последующего объяснения в виде фразы «подвел подрядчик».
«Подведет и новый подрядчик, выполнив еще процентов 25 работ. А потом найдут пятого, который доделает все за эти же деньги, или не доделает, объясняя срыв сроков „пьянством рабочих“ и требуя увеличить сумму контракта. А там и шестого найдут. Только вот сколько лет еще пройдет?», — резюмирует Ялунин.
Официального сообщения о несостоявшихся торгах и о старте новых от администрации Ижевска еще не поступало.