Правительство утвердило шкалу индексации утилизационного сбора на автомобили. Популярные машины из-за этого уже через две недели подорожают на 255,6 тыс. рублей, а к 2030 году — на 871,8 тыс. рублей. Такой шаг повлияет на поведение потребителей, пишут «Новые Известия».
Если верить Минпромторгу, цель благая: подтолкнуть иностранных производителей открывать предприятия в России, которые будут платить налоги и создавать рабочие места за счет возврата утильсбора в виде субсидий уже как отечественным производителям.
Но есть нюанс. Еще в июле власти Китая провели совещание со своими автопроизводителями и предостерегли их от инвестиций в Индию, Турцию и Россию из-за политических рисков.
Выходит нелепая ситуация: в России машины становятся дороже и недоступнее ради того, чтобы в стране появлялись новые заводы, но при этом строить эти заводы китайским автопроизводителям запрещено.
В Минпромторге прекрасно понимают, насколько сложна локализация производства до необходимого уровня. Чтобы начать получать субсидии, хотя бы частичные, в 2024 году надо иметь локализацию на уровне 30%. Полная компенсация возможна только при локализации на уровне не менее 50%. Но заводы по щелчку пальцев не появляются.
Если сейчас какая-то компания захочет открыть производство в РФ, то это будет сделано при самом благоприятном раскладе через несколько лет. Но уже в 2026 году полностью вернуть утильсбор можно только в случае локализации на уровне 70%. Требования к локализации ужесточаются каждый год.
Все имеющиеся факторы выступают против локализации китайских машин в РФ. Возвращать утилизационный сбор смогут только АвтоВАЗ и УАЗ.
Из-за роста утильсбора новые машины станут дороже. Подержанные авто тоже подорожают, так еще хорошие экземпляры будут разлетаться как горячие пирожки. Но новых заводов все равно не появится. Простым людям от подобных перемен точно лучше не станет.
Зато утильсбор может принести немалые деньги и государству, и АвтоВАЗу. По данным «Автостата», за 8 месяцев 2024 года топ-10 самых популярных марок продали в России 792 648 автомобилей, из них 511 062 — это китайские машины с двигателем объемом от 1 до 2 л. Такими темпами за год только самые популярные бренды продадут более 766 тыс. машин.
Если в 2025 году продажи останутся на прежнем уровне, то бюджет получит дополнительно почти 200 млрд рублей.
АвтоВАЗ тоже себя не обделит. Когда конкуренты становятся дороже, то почему бы и машинам Lada не подорожать? Уже сейчас завод не стесняется в России ставить на Ladа ценники выше, чем в Беларуси, где Lada Vesta на 22% дешевле, чем в России. Россияне переплачивают 281 тыс. рублей при покупке отечественной «Лады» из-за отсутствия должной конкуренции. В Беларусь по-прежнему ввозятся в большом количестве подержанные иномарки, и они вынуждают АвтоВАЗ умерить свои аппетиты. В России же такого тормоза нет. Наоборот, Минпромторг дает АвтоВАЗу полную свободу действий в вопросе ценовой политики.
Изменения уже сказались на поведении людей: в предвкушении подорожания машины покупают даже те, кто этого делать не собирался. В итоге дилеры начали отменять скидки и спецпредложения. Эксперты советуют: если здесь и сейчас есть необходимость в личном транспорте, тянуть с покупкой не стоит, дешевле точно не будет.
Ранее мы писали, что китайские производители автомобильных запчастей могут прекратить поставлять их в Россию из-за угрозы вторичных санкций.