Posted 17 октября, 14:08
Published 17 октября, 14:08
Modified 17 октября, 15:08
Updated 17 октября, 15:08
«Десятый» — один из самых протяженных и загруженных троллейбусных маршрутов Ижевска. Для его разгрузки по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» закупили 19 новых троллейбусов «Пересвет».
Главное их преимущество — возможность автономного хода до 20 км, что позволило продлить маршрут до новых микрорайонов на улице Архитектора Берша, а по факту — создать новый, поскольку текущий маршрут №10 сохраняется, а новые троллейбусы будут ходить только по маршруту №10д — «Десятому длинному», причем на другие их можно будет поставить не ранее чем через три года — таково условие вхождения в нацпроект.
Первые новые десять троллейбусов представили в торжественной обстановке на Центральной площади города напротив дома правительства. Отсюда же после небольшой церемонии пять из них отправились на маршрут — два в сторону ИжГЭТ и три — в сторону улицы Берша. Первые часы — раскатка по маршруту, а после обеда — работа уже с выдерживанием интервалов, пока — 25 минут. Когда придет следующая партия — еще девять машин — интервал сократится.
Корреспондент Udm-info отправился тестировать новый маршрут на самом первом троллейбусе с бортовым номером 2509 в сторону улицы Берша. По Пушкинской машина спустилась автономным ходом, а на Советской водитель вручную поднял токоприемники. Вообще, у этой модели есть электропривод для подъема «рогов» — вместо привычных канатов к ним прикреплены металлические тросы, которые натягиваются лебедками, но для фиксации на проводах им нужны специальные устройства, которые установлены только на маршруте.
На свой повседневный маршрут троллейбус вышел после перекрестка Воровского и Карла Либкнехта. А перед этим в него уже зашли первые пассажиры, которые купили билеты у кондуктора — на маршруте 10д сохранена привычная система оплаты.
«На этом маршруте мы не готовы работать без кондуктора, потому что понимаем, что будут потери по доходам. Но в троллейбусах заложена проводка под валидаторы, если появится необходимость, можно будет их поставить в течение двух дней», — рассказал директор МУП «ИжГЭТ» Андрей Батов.
Из опций для пассажиров — порты для зарядки гаджетов, информационное табло с указанием остановки и кондиционер. Для маломобильных граждан предусмотрено место для коляски с фиксатором и трап на среднем входе, он раскладывается водителем вручную. Заезжать по нему лучше с помощником, потому что трап достаточно узкий — страшновато, признались те, кто его опробовал. Также в троллейбусе предусмотрена система «Говорящий город» для радиоинформирования. Остановки, кстати, объявляются на русском и удмуртском языках.
Сам троллейбус полностью низкопольный, поэтому на полу никаких горбов нет, ходить можно свободно. Проходы не заужены, как в трамваях «Львенок», но поручни расположены высоко, держаться придется за свисающие на ремнях ручки. Салон — эконом-класса, кресла — пластиковые полужесткие, почти такие же, как в новых трамваях, зато не узкие и с нормальным наклоном спинки, не как в старых троллейбусах, которые составляют основу городского парка. В салоне светло и просторно, хотя и чувствуется, что делали не для столицы — в троллейбусах с пробегом, которые пришли в Ижевск после того как от них отказались в Москве, как-то уютнее.
По хорошей дороге троллейбус идет ровно, по плохой потряхивает — и подвеска, и сиденья жестковаты. Снаружи достаточно тихо, характерного троллейбусного воя на прямых участках нет, в гору звук усиливается. Но в салоне этого все равно не услышать — все заглушают вентиляторы отопителей. Шумят мощно, даже слишком, как будто уже перетрудились. Есть тут над чем поработать.
На автономный ход «Пересвет» переходит на остановке «4-й микрорайон». После этого он поворачивает на Автозаводскую, у автозавода — на Союзную, после остановки «Магазин Жигули» — на Берша, затем идет до конечной — туда же, где завершают свои маршруты автобусы. Протяженность поездки на автономной тяге, если верить Яндекс Картам, — 5 км. Возвращается он тем же путем. То есть запас хода обеспечен.
«По обещанию производителей — 20 км автономного хода. Мы понимаем, что в зимний период, когда падает температура, эти показатели снижаются. Поэтому брали с запасом, чтобы это никак не повлияло на нашу работу», — отметил Андрей Батов.
Обратно на питание от стационарной сети троллейбус переходит перед остановкой «4-й микрорайон». Снять токоприемники и установить их в автоматическом режиме — две разные по степени сложности задачи. Если с первой вопросов нет, то для того чтобы справиться со второй, нужен опыт. Чтобы штанги встали на провода, на этом участке установлено специальное ограничивающее устройство в виде пары двускатных крыш — «домики», как их называют в ИжГЭТ. Чтобы попасть в них, нужно точно встать на дороге. У водителя первого троллейбуса это получилось только с четвертого раза. Поэтому не удивляйтесь, если на первых порах здесь будут скапливаться небольшие пробки — значит, подключается «Пересвет». Хотя у водителя второго троллейбуса, который успел нагнать первый, все получилось сразу. Поэтому хочется верить, что со временем все наладится.
«Если мы остановимся на 19 единицах, то дальше никуда не шагнем. Троллейбусы с автономным ходом позволяют совсем по-другому выстраивать транспортную сеть города, когда базовые маршруты, привязанные к контактной сети, уже являются не ограничителем, а наоборот — сильной стороной», — отметил Андрей Батов.
В этом отношении Ижевск идет по пути Санкт-Петербурга, который уже семь лет развивает транспортное сообщение на основе троллейбусов с автономной тягой, заводя их в новые микрорайоны. Москва от троллейбусов отказалась, чтобы убрать провода, и заменила их электробусами. Для Ижевска это тоже один из вариантов развития, но не основной, потому что московский электробус стоит 86 млн рублей и требует создания инфраструктуры для зарядки, а цена троллейбуса с автономной тягой — 28 млн рублей, и он работает с действующей контактной сетью.
Ранее мы писали, что в Ижевске выпустили новые троллейбусы на новый маршрут.