Posted 16 декабря 2020,, 14:46

Published 16 декабря 2020,, 14:46

Modified 18 октября 2022,, 05:28

Updated 18 октября 2022,, 05:28

Народные промыслы: могут ли они быть прибыльными?

16 декабря 2020, 14:46
Изделия народных промыслов – художественные произведения или массовые товары? Как выживают народные промыслы в сегодняшних условиях и могут ли они в принципе быть прибыльными? Об этом – новый выпуск программы «Бизнес-вектор».

По информации Минпромторга, оборот предприятий народных художественных промыслов в 2019 году вырос на 27% - почти до 8 млрд рублей. Впрочем, отраслевая ассоциация с этой оценкой не согласна и заявляет о многолетней стагнации. Точная статистика есть по членам объединения промыслов. Так, производители текстильных изделий заработали почти 1 млрд рублей. Немного меньше – мастера художественной ковки и литья. Более 500 млн рублей – доля изделий из керамики. Мастера по дереву и стеклу – примерно по 300 млн. На прочие художественные изделия пришлось свыше 200 млн рублей.

Рынок товаров народных художественных промыслов России (млрд рублей, 2019 г.)

«Мы одна из немногих стран, которая сумела сохранить народные художественные промыслы. Это, конечно, наш национальный код, если хотите. Но, к сожалению, они сегодня себя чувствуют в достаточно сложной ситуации. Многие из них могут просто исчезнуть».

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

В Удмуртии по поручению главы региона была проведена экспертная оценка поступившей от муниципалитетов информации о затратах на обеспечение деятельности Домов ремесел, которые существуют почти в каждом районе республики.

Соответствующий документ, подписанный зампредседателя правительства Удмуртии Анатолием Строковым, 6 ноября получили главы районов Удмуртии.

Результаты экспертной оценки оказались настолько неутешительными, что правительство республики в целях сокращения «неэффективных» расходов рекомендовало муниципалитетам несколько вариантов работы с учреждениями: например, обеспечение деятельности Домов ремесел полностью за счет средств от приносящей доход деятельности, либо перевод учреждений в автономные некоммерческие организации, либо их ликвидация.

С мнением властей Удмуртии не все согласны.

«Система декоративно-прикладных ремесел, выстроенная в Удмуртии в сложнейшие 90-е годы, пока еще является одной из лучших (на мой взгляд - просто лучшей) в стране, - говорит ученый секретарь музея-заповедника «Лудорвай» Павел Орлов. - Это то, чем действительно можно гордиться. Опыт Удмуртии в этой сфере приезжали изучать из других регионов. Однако бухгалтерский подход к данной отрасли грозит поставить на ней крест. Муниципальные дома ремесел рекомендовано ликвидировать - там есть еще варианты, но это та же ликвидация, только вид сбоку».

Вице-премьер УР Анатолий Строков прокомментировал документ о том, что муниципалитетам предлагается перевести Дома ремесел на хозрасчет или ликвидировать. По его словам, правительство Удмуртии не хочет, чтобы Дома ремесел «куда-то ушли», наоборот, хочет их развития. Он отметил, что создан специальный акселератор, который обучает руководителей Домов ремесел и работников, которые создают самобытную продукцию.

«Что касается их развития, то мы не можем в той форме, в которой сейчас они существуют, участвовать в грантовой поддержке и конкурсах на получение этих грантов. Мы предлагаем новую форму, например, автономные некоммерческие организации, которые получали бы субсидию из бюджета Удмуртии или муниципального образования, плюс могли участвовать в конкурсе на получение тех или иных денежных средств из бюджета России и так далее. К сожалению, государственные муниципальные учреждения участвовать в конкурсах на получение грантовой поддержки не могут», - подчеркнул Анатолий Строков.

По его словам, поменяв форму, Дома ремесел перестанут «вариться внутри себя и смогут демонстрировать свою продукцию всему российскому сообществу, которое интересуется национальным бытом и особенностями». А правительство Удмуртии лишь хочет «вдохнуть свежее веяние» в их развитие.

Сегодня в России менее 300 народных художественных предприятий. Почти все – малый бизнес.

Одно из немногих исключений – Павлопосадская платочная мануфактура, известная с конца 18 века. Первые 100 лет платки с цветным рисунком печатали ручным способом. Потом производство автоматизировали – мануфактура стала фабрикой. Сегодня здесь выпускают платки и шали, шарфы и палантины. Готовятся шить куртки и жилетки.

Сегодня на мануфактуре работает почти 700 человек.

Из-за пандемии Павлопосадская мануфактура весной и летом практически не работала. До сих пор производство загружено меньше, чем в прошлом году. Предприятие участвует в программе сохранения штата и до апреля не может сокращать персонал.

Но в целом по отрасли кадровая проблема остра. По словам Геннадия Дрожжина, председателя правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России», промыслы стареют. Средний возраст мастеров – около 50 лет. «И если сейчас не принять решений кардинальных, то мы можем уже в ближайшее время лишиться всех наших мастеров и художников», - говорит Дрожжин.

О проблеме реализации продукции народных промыслов говорит Сергей Катырин, президент ТПП России:

«Как правило, это всё в местах пребывания туристов: какие-то ларьки и так далее. Нужны более устойчивые связи с торговыми сетями, с крупными магазинами – чтобы там была возможность у промыслов свою продукцию где-то реализовывать».

Как матрёшка в цене растёт?

Ручной труд в себестоимости хохломских изделий составляет 40%. Треть – налоги и прочие отчисления. 20% – материалы для производства: дерево и краски. Ещё 5% – доставка. Затраты на содержание фабрики удалось снизить до 5% от себестоимости. Для этого производство из девяти цехов уместили в три. Но всё равно прибыли ни ложки, ни матрёшки сегодня не приносят.

«Если бы мы подняли себестоимость на 30%, то, конечно, мы бы жили гораздо лучше. Но когда матрёшка небольшая станет стоить порядка 1000 рублей, станет ли она привлекательной для клиента?» - задается вопросом Алексей Усанов, генеральный директор компании «Хохломская роспись».

В основном товары народных промыслов покупают россияне. На иностранных туристов приходится не более 20% реализации. Но из-за пандемии российских туристов стало в разы меньше, а иностранных нет совсем. По итогам 2020 года ожидается падение доходов фабрики на 50%. От полного краха ее спасает только столярный цех, выпускающий детскую мебель. «Хохлома» сейчас делает ставку на эту продукцию и ожидает около 20% дополнительно к выручке.

2020 год проверяет ремесленников на прочность. По оценкам отраслевой ассоциации, большинство художественных предприятий будут убыточны. При этом есть механизмы поддержки: промыслы могут получить от государства субсидии на покрытие части затрат. Но беда в том, что ремесла отнесли к промышленным предприятиям. И каждая мастерская, получающая такую поддержку, должна показывать рост выпуска и продаж.

«Мне кажется, это уже в меньшей степени к промышленному производству, в большей степени это уже художественное произведение. Естественно, другой должен быть подход к этому: и к оценке, и к результатам. Ну что мы будем оценивать, сколько наштамповали подносов или сколько мы кинжалов наштамповали на этом производстве? Не в этом же суть этого производства».

Сергей Катырин, президент Торгово-промышленной палаты России

Правительство подготовило изменения для отрасли. Предполагается ввести саморегулирование, стандарты художественных стилей и разрешения на их использование. Однако участники рынка называют новые правила губительными. И без того за 30 лет в России утрачено четыре десятка народных промыслов.

Чтобы сохранить оставшиеся, участники отрасли просят ослабить критерии поддержки мастерских, включить изделия народных промыслов в программы госзакупок и создать инструменты для привлечения частного капитала.

"