Posted 29 января 2020, 10:32
Published 29 января 2020, 10:32
Modified 17 октября 2022, 14:37
Updated 17 октября 2022, 14:37
#Команде Удмуртии, отправленной в республику весной 2017 года, катастрофически не везет со стройками. Незадолго до десантирования в регион подчиненных Александра Бречалова республика умудрялась за счет собственных денег вводить в строй до десятка школ в год. В основном — в городах и районах, там, где ситуация была критической, а школы не строили с конца позапрошлого века.
Теперь регион не может позволить себе сдачу и одной школы. Да и с ремонтами соцобъектов, которые взялись реконструировать за счет денег от продажи имущества АО «Ижевские электросети», ситуация печальная. И если раньше такое положение вещей объяснялось как раз недостатком денег, то теперь, приходится констатировать, что строить не могут даже при их наличии.
И это при том, что строительство школ большим обременением для регионального бюджета не выглядит. Та же скандальная школа на ул. Берша в Ижевске (так называемая «Школа будущего») строилась по федеральной программе «Жилище», которая вошла в нацпроект «Жилье и городская среда». В прошлом году федеральный бюджет перечислил на ее строительство 350 млн рублей, республиканский — 80. Но деньги кончились, школа не достроена, а контракт с подрядчиком вынуждены разрывать, несмотря на твердые обещания руководства Удмуртии контролировать государственные и муниципальные закупки.
«АрТель» Сусанны
Школу на ул. Берша в Ижевске собирались построить еще в 2018 году. О чем тогдашний замминистра образования Удмуртии Игорь Белозеров и сообщал летом 2016-го:
«Улица Берша, Прасовский переулок и микрорайон Столичный — три района, наиболее проблемные с точки зрения организации процесса обучения детей в шаговой доступности. Поэтому именно в 2018 году там будет запланирована сдача школы».
Школу к 2018 году не построили, в том году только заключили контракт с подрядчиком — подмосковным ООО «АрТель».
«В 2018 господин Бречалов очень не хотел работать ни с кем из Удмуртии. И ребята быстро нашли компании в Москве и Подмосковье, которые могли бы взять генподряд. А это не только СРО соответствующего уровня, но и опыт работы, наличие финансовых ресурсов и т. д. После согласования организации была дана команда Региональному центру закупок по проведению торгов и название победителя», — пишет анонимный телеграм-канал «Очки Бречалова».
По данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, зарегистрированное в 2012 году в Реутове (Московская область) ООО «АрТель» принадлежит некоей Сусанне Закарян. К моменту заключения контракта ООО «АрТель» имело богатый опыт судебных разбирательств, связанных с исполнением обязательств по договорам. Теперь их у подмосковной фирмы еще больше, аналогичным образом «АрТель» вляпалась в скандалы в Калининградской области (строительство школ и областного онкоцентра) и Волгограде.
Куда смотрели (если вообще смотрели) всевозможные контролирующие органы, когда заключался контракт с подозрительной компанией? Достаточно было заглянуть в любую базу данных, чтобы, как минимум, насторожиться.
На те же грабли
Торги по строительству школы на ул. Берша состоялись в сентябре 2018 года, «АрТель» взялась построить объект за 771 млн руб. Однако контракт впоследствии был расторгнут по инициативе МКУ «Горстрой» (заказчик). Как выяснилось, предоставленная компанией банковская гарантия «Интерпромбанка» оказалась фиктивной.
Одно только это обстоятельство должно было заставить чиновников, ответственных за проведение торгов, забыть про «АрТель» навсегда. Но «это обстоятельство никого не насторожило в ижевском „Горстрое“ и уже в декабре с той же „АрТелью“ заключается новый контракт на строительство той же самой школы на Берша, уже на 767 млн рублей», — удивился, комментируя ситуацию анонимный телеграм-канал «LIFE18».
В ноябре 2019 года исполнение контракта на строительство школы на ул. Берша инспектировал премьер республиканского правительства Ярослав Семенов. Но и его ничто не насторожило. Напротив, он заявил тогда, что график исполняется.
«Самое главное сейчас — это контроль за ходом производства работ. Поэтому на каждом объекте утром формируется план выработки на день. Подрядчик указывает количество рабочих на площадке, продолжительность рабочего времени и конкретные показатели по выполнению: в кубических метрах, в квадратных метрах и так далее. В дальнейшем заказчик подтверждает или не подтверждает заявленные подрядчиком на каждый день объемы выработки и по количеству сотрудников, и по продолжительности рабочего дня. И каждый день на основании этого анализа принимается решение о включении в этот процесс усиления контроля», — заявил тогда Ярослав Семенов.
Кто втирал очки?
Прошло каких-то два месяца и выяснилось, что кто-то кому-то втирал очки — то ли подрядчики премьеру Семенову, то ли он — всем остальным. Как выяснилось из официального сообщения городской администрации, «в течение года подрядчик допускал отставание от графика выполнения работ сроком до трех месяцев».
«На данный момент техническая готовность объекта составляет 25,6%, график производства работ не соблюдается. Частично не выполнены работы по устройству перекрытий 2-3 этажа, не выполнены перекрытия над актовым залом, бассейном, что не позволяет заниматься кровлей. Не выполнено устройство теплового контура отопления, ввиду чего невозможно выполнять внутреннюю отделку помещений», — говорится в сообщении.
Но позвольте, а что тогда собственными глазами видел премьер Ярослав Семенов, если объект готов только на четверть? Какие планы согласовывали и выполняли заказчик и подрядчик «каждый день»?
Что интересно, в республиканском минстрое были в курсе проблем с подрядчиком, но председателю правительства то ли не докладывали, то ли он не слушал.
«На протяжении всего хода строительства у нас возникали вопросы к этой строительной организации по исполнению сроков. Велись переговоры, были обещания, но результат мы видим. Здание школы стоит без крыши, без теплового контура, тогда как в январе 2020 года по муниципальному контракту должны уже начаться внутренние работы на объекте», — сообщил глава минстроя Удмуртии Дмитрий Сурнин.
Все хорошо!
«Новый подрядчик на Берша будет выбран в самое ближайшее время», — заявил министр.
Оптимизм Дмитрия Сурнина, учитывая все, что уже случалось со строительством школы на ул. Берша, доверия не вызывает. Тем не менее, министр уверен, что школу удастся достроить к намеченному сроку.
«Да, успеем. Школа примет первых своих учеников 1 сентября 2021 года», — заявил Дмитрий Сурнин.
По его словам, школу планировали сдать в эксплуатацию в июле 2020 года.
«Сроки будут скорректированы, но это вопрос внутри строительного цикла, который никак не повлияет на срок открытия школы. Достроить и сдать объект планируем в конце декабря текущего года, крайний срок — февраль–март следующего», — сообщил он.
Кроме того, глава республиканского минстроя сообщил, что подготовка к выбору нового подрядчика уже идет и даже ведутся переговоры с «потенциальными подрядчиками». В конкурсной документации, по его словам, ужесточены требования к «дисциплине исполнения подрядчиком своих обязательств по срокам».
Параллельно министерство разрывает и контракт с той же «АрТелью» на строительство школы в Кезу стоимостью 262 млн руб. По тем же самым, что и в Ижевске, основаниям — подрядчик и там «косячил» со сроками.
Заявление министра по поводу сроков сдачи школы на ул. Берша — рискованное. Учитывая, во-первых, уровень готовности (объект построен на четверть), а во-вторых, непредвиденные обстоятельства, которые постоянно мешают #КомандеУдмуртии строить и ремонтировать качественно и в срок: то одно случается, то другое.
Но даже не это делает обещание «взявшего огонь на себя» министра рискованным. А то обстоятельство, что за стройки по нацпроектам спрашивать будут не в Ижевске и не министра, а в Москве и тех, кто этого министра назначал. И спрашивать, учитывая последние «федеральные тренды», будут всерьез.
Справка
Проект «Школа будущего» — строительство школы на 1224 места.
Проект предусматривает расположение на первом этаже двух бассейнов, обеденного зала и пищеблока, на втором — ученических классов, классов хореографии, актового зала, а на третьем — ученических классов и двух спортзалов.
В Школе будущего предусмотрен 51 ученический класс, две библиотеки и другие помещения. Рядом со школой будут построены спортивные площадки для игры в волейбол, баскетбол, мини-футбол, занятий гимнастикой, беговые дорожки.
По аналогичному проекту школы уже строили в Казани, Набережных Челнах и Альметьевске.