Posted 6 сентября 2020, 05:16
Published 6 сентября 2020, 05:16
Modified 18 октября 2022, 05:24
Updated 18 октября 2022, 05:24
От сумы и от тюрьмы в России принято не зарекаться, и чиновникам - в том числе. Государственная и муниципальная служба не дает никаких гарантий того, что в какой-то момент к тебе не придут с неприятными вопросами люди в погонах, скорее, даже повышает шансы на это.
«Новые Известия», изучая статистику «посадок» чиновников за 30 лет, обнаружили, что губернаторская должность – это должность высокого риска попасть за решетку. В 2017 году это лишний раз доказал арестованный за получение взяток экс-глава Удмуртии Александр Соловьев, дело которого до сих пор слушается в суде.
Глава Удмуртии Александр Бречалов, между тем, сообщил, что одной из черт Удмуртии, которая, по его мнению, должна стать «предпринимательским регионом», является «непринятие коррупции, верховенство профессионализма, а не родственных связей». Так ли это, выясняли корреспонденты Udm-Info.
2015
2015 год, первый полноценный год Александра Соловьева в должности главы Удмуртии, был относительно спокойным. Но только на фоне последующих годов.
В общей сложности за коррупционные прегрешения к ответственности, по данным СК РФ по Удмуртии, было привлечено 153 чиновника региона – рост к 2014 году составил 61%. Выявлены 77 фактов взяточничества, 50 фактов злоупотребления должностными полномочиями, 43 факта мошенничества в крупном и особо крупном размерах с использованием служебных полномочий, 31 факт хищения путем присвоения и растраты вверенного имущества, а также 44 служебных подлога.
К суду привлекли трех глав муниципальных образований республики, девять депутатов органов местного самоуправления и двух должностных лиц правительства региона. В последнем случае речь шла о вице-премьере по АПК Александре Токареве, которого отстранили от распределения субсидий, и министре сельского хозяйства Александре Прохорове.
К этому же году относится и попытка создания в республике системы ответственности вышестоящих руководителей за действия своих подчиненных. В правительстве Соловьева-Савельева декларировали, что отвечать за действия чиновника, попавшегося на взятке, будет и его начальник.
«В случае если такой факт вскрывается, то замминистра который курирует это блок, отдел, подразделение, человека, - он тоже будет лишаться должности», - говорил тогда премьер Виктор Савельев, имея в виду факты коррупции в министерствах.
Он же добавлял, что в случае выявления повторного факта коррупции «расформировываются целые подразделения».
В самом конце 2015 года тогдашний глава Удмуртии Александр Соловьев произнес пророческую фразу:
«Мы все с вами под пристальным взглядом силовиков, ФСБ, Прокуратуры и самое главное — жителей, ведь они все видят».
До особо пристального взгляда силовиков к деятельности экс-главы Удмуртии оставалось чуть больше года.
2016
По итогам первого полугодия Удмуртия вошла в тройку самых коррумпированных регионов страны вместе с Астраханской и Курской областями. Рост числа коррупционных преступлений составил рекордные 113% (было выявлено 79 преступлений). Тогдашний глава региона Александр Соловьев считал, что это даже хорошо, рост числа преступлений он расценивал «как проявление активности и наступательности в борьбе с этим злом.
«Мы чистили и будем чистить свои ряды от тех, кто позорит звание чиновника», - заявил он тогда.
По итогам года в Удмуртии сумели выявить 260 преступлений коррупционной направленности, судами было рассмотрено больше 160 уголовных дел, в отношении 155 лиц вынесены обвинительные приговоры. Ущерб, причиненный коррупционными действиями чиновников, вырос в 13 раз – до 180 млн рублей. Средний размер взятки в республике составил тогда 17 тыс. рублей.
Самым громким делом 2016 года стало задержание вице-спикера городской думы Ижевска Василия Шаталова. Его и супругу, директора муниципальной конно-спортивной школы, обвинили в мошенничестве по предварительному сговору в особо крупном размере. Дело закончилось смертью обвиняемого в январе 2020 года и посмертным приговором суда, признавшего и Василия Шаталова, и его супругу виновными в совершении преступления.
Сам покойный Василий Шаталов был уверен, что дело против него – заказное и политическое. И в качестве заказчиков указывал на республиканских чиновников, позже оказавшихся на скамье подсудимых. Корни этого большого дела также уходят в 2016 год: в октябре был взят под стражу замглавы миндортранса региона, друг и почти полный тезка тогдашнего главы региона – Александр Соловьев, как его называли, «младший».
2017
Судя по всему, показания Соловьева-младшего и легли в основу будущего дела Соловьева-старшего. Последний был задержан и этапирован в Москву в апреле. Почти сразу же президент Владимир Путин лишил Александра Соловьева полномочий, отреклась от бывшего губернатора и партия «Единая Россия».
Дело экс-главы Удмуртии до сих пор слушается в Завьяловском районном суде. И, судя по всему, есть стороны, заинтересованные в том, чтобы оно тянулось как можно дольше. Адвокат экс-главы Удмуртии не посещает заседания, сторона обвинения ходатайствует о смене защитника. Сам бывший глава Удмуртии жалуется на здоровье и регулярно обращается за медицинской помощью.
Экс-главу Удмуртии обвинили в получении взяток. В орбите его дела оказались и другие, в частности, задержание директора «Автодормостпроекта» Захара Милостивенко, зятя бывшего главы региона. Ему было предъявлено обвинение по п. «в» ч. 2 ст. 178 УК РФ (ограничение конкуренции).
Что интересно, в щедром на громкие дела 2017 году правоохранители отметили снижение числа выявленных коррупционных преступлений по сравнению с годом предыдущим. Всего их зафиксировали 211, к уголовной ответственности было привлечено 14 должностных лиц. Прокуратурой было выявлено 1271 нарушение коррупционного законодательства, после вмешательства «ока государева» состоялись досрочные отставки глав трех районов.
В связи с утратой доверия были уволены заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды, два сотрудника миндортранса, по одному сотруднику МВД и УФССП по Удмуртии. Досрочно сложили полномочия 7 депутатов органов местного самоуправления.
2018
В 2018 году число коррупционных преступлений выросло, но громких дел и задержаний не последовало. Что отметил и прокурор региона Артем Николаев, посетовав на отсутствие мероприятий по выявлению значимых коррупционных преступлений.
«Недостаточные результаты работы по выявлению фактов взяточничества. В текущем году необходимо сосредоточить усилия именно на этих разработках», - сказал он, подводя итоги работы ведомства.
В общей сложности было выявлено больше 1800 «коррупционных» нарушений, к ответственности привлечено больше 500 должностных лиц, 10 – в связи с утратой доверия. Административно наказали 83 человека, возбужденных уголовных дел – 38. В поле зрения правоохранительных органов попали три должностные лица различных министерств и ведомств, 11 должностных лиц муниципальных образований, начальники двух управлений администрации Ижевска.
Из громких дел, напрямую с коррупцией не связанных, стоит выделить «дело Тумаева». 19 февраля 2018 года бывший директор компании «Спецгазавтотранс» и бывший депутат Госсовета Удмуртии Владимир Тумаев был задержан и обвинен в организации заказного убийства. «Дело Тумаева» продолжается до сих пор.
2019
В прошлом году, по официальным данным, коррупционных нарушений в Удмуртии выявили 1768. К ответственности были привлечены 11 депутатов республиканского парламента, 9 их коллег из гордумы столицы, два замминистра (одного из которых уволили в связи с утратой доверия).
Из громких дел стоит отметить арест замминистра культуры региона Алексея Петрова, обвиненного в получении «откатов». 1 ноября он был задержан с поличным сотрудниками ФСБ: по версии следствия, замминистра требовал с бизнесмена взятку в размере 280 тыс. рублей. Сам бывший замминистра частично признал вину.
12 октября был задержан бывший начальник Управления благоустройства и транспорта администрации Ижевска Артем Богданов. К тому времени он уже в этой структуре не работал, но его обвинили в злоупотреблении должностными полномочиями в пору работы в УБиТ. Обвиняемый вину признал, чистосердечно раскаялся и получил штраф в размере 100 тыс. рублей.
Легко отделался и бывший родственник экс-главы республики Александра Соловьева Денис Башков. Он возглавлял отдел государственного контроля, надзора и охраны биологических ресурсов в Средневолжском территориальном управлении Росрыболовства. Его обвинили в получении взятки в размере 100 тыс. рублей при получении квот на лов рыбы. Денис Башков был приговорен к двум годам лишения свободы (условно).
2020
Итоги 2020 года подводить пока рано, но ему уже есть, чем запомниться – первым уголовным делом в портфеле #КомандыУдмуртии. В июне был задержан сотрудниками ФСБ временный директор АО ДП «Ижевское» Александр Асаналиев. Чиновником экс-руководитель предприятия не являлся, но структура, по данным информационной системы СПАРК-Интерфакс, полностью принадлежит региону, что позволяет «делу Асаналиева» считаться имеющим отношение к коррупции.
Дорожника обвинили в превышении должностных полномочий и причинении ущерба возглавляемому предприятию. Ущерб Александр Асаналиев компенсировал и в качестве наказания получил судебный штраф в размере 40 тыс. рублей, приговор в его отношении в законную силу пока что не вступил.
Впрочем, не исключено, что «дело Асаналиева» будет единственным громким инфоповодом 2020 года. Многие наблюдатели считают, что этим годом будет датирован и приговор экс-главе Удмуртии Александру Соловьеву. Затягивание его вынесения, похоже, не в интересах следствия, так что, не исключено, что окончательный вердикт по «делу Соловьева» будет вынесен до 1 января 2021-го.