Posted 24 ноября 2020, 16:44
Published 24 ноября 2020, 16:44
Modified 18 октября 2022, 05:25
Updated 18 октября 2022, 05:25
Года не прошло
Восемь месяцев потребовалось специально созданной главой Удмуртии комиссии, чтобы дать «публичную оценку» скандальному докладу Государственного контрольного комитета при Госсовете Удмуртии (ГКК УР) об итогах проверок в 2019 году. Доклад, напомним, содержал информацию о найденных в 12 министерствах и ведомствах нарушениях на общую сумму 2,3 млрд рублей.
Александр Бречалов, позже назвавший доклад ГКК «обвинением» в собственный адрес и адрес правоохранительных органов, распорядился создать комиссию во главе с премьером Ярославом Семеновым, поручив ей дать публичную оценку докладу Контрольного комитета. Работала комиссия в полной тишине, «публичную оценку» докладу представив за несколько минут до голосования по поправкам в республиканский закон «О контрольном комитете УР», закрутившем дополнительную интригу вокруг скандального доклада. Принятые депутатами поправки теоретически лишают действующего председателя ГКК УР Бориса Сарнаева возможности оставаться в этой должности.
Без ущерба бюджету
«Публичная оценка», данная комиссией скандальному докладу ГКК УР, оказалась невысокой. Премьер Ярослав Семенов все-таки признал, что отдельные нарушения, выявленные аудиторами Контрольного комитета, имели место, но виновные уже привлечены к уголовной ответственности, и проверки ГКК УР тут совершенно ни при чем. Комиссия обнаружила в докладе массу фактических ошибок и неточностей, «подмены понятий» и необоснованные выводы. Премьер весьма подробно останавливался на каждом моменте, вызвавшем возражения комиссии, что «главный вывод по этому документу - нет ущерба бюджету». Постоянно подчеркивая, что «обвинения» из доклада ГКК касаются не одного только правительства, но и депутатов, участвующих в принятии решений.
«Мы имеем громадные суммы нарушений, которые не подкреплены никакими расчетами», - дал премьер оценку докладу ГКК УР.
Есть пояснения
Ярослав Семенов еще раз подчеркнул, что от взаимодействия с комиссией председатель Контрольного комитета уклонился. На что позже получил ответ заместителя председателя ГКК Светланы Калининой.
По ее словам, создание комиссии Борис Сарнаев счел нелегитимным, поскольку Контрольный комитет создан Госсоветом и подчиняется исключительно ему, парламент же никакой комиссии не создавал. Кроме того, председатель ГКК предлагал спикеру республиканского парламента, имеющему на это право, обратиться в Счетную палату как в высший орган, способный дать оценку как самому докладу, так и действиям Контрольного комитета.
Светлана Калинина заявила, что готова дать депутатам пояснения по каждому пункту, озвученному премьером Ярославом Семеновым.
«Наш отчет выверен и согласован», - заявила Светлана Калинина, но слушать пояснения депутаты не стали.
В ногу со временем
«Публичную оценку» докладу ГКК УР премьер озвучил накануне принятия поправок в закон «О Государственном контрольном комитете УР» - судьбоносном для действующего его председателя Бориса Сарнаева. Одна из поправок предполагает, что председатель ГКК УР не может быть старше 60 лет.
«Что касается снижения возраста руководителя, то это распространенная практика, когда руководящий состав органов власти постепенно обновляется и молодеет. Во многих регионах ПФО возраст руководителей аналогичных контрольных структур не превышает 50-55 лет. Хотя возраст и не основной аргумент в пользу той или иной кандидатуры. Мы живем в новых реалиях, где во главу угла ставится эффективность деятельности и умение идти в ногу со временем», - заявил Udm-Info политтехнолог Константин Труфанов.
Поправки в закон касаются не только предельного возраста для руководителя ГКК, но и некоторым образом расширяют права комитета, предполагая также и «оптимизацию» его сотрудников. Она также вызывает вопросы у действующего руководителя ГКК УР, но не вызывает вопросов у экспертов.
«Оптимизация чиновников – федеральный тренд, заданный Президентом и реализуемый Правительством. На прошлой неделе Премьер-министр России Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами анонсировал старт реформы системы госуправления. Для кого-то, возможно, это будет болезненный процесс, как мы видим на примере Контрольного Комитета в Удмуртии. Это рядовой технический процесс, который будет проходить по всей стране в ближайший год», - заявил Udm-Info вице-президент Российской ассоциации политических консультантов Петр Быстров.
Конец интриги
«Поправки коробят», - заявил лидер коммунистов Госсовета Владимир Бодров, по его словам, установка возрастной планки - дискриминация. Но депутаты, которые Контрольный комитет и создавали, посчитали, что никакой дискриминации нет, проголосовав за принятие поправок. В том, что закон в новой редакции будет подписан главой Удмуртии, можно не сомневаться, инициаторами принятия поправок в коридорах Госсовета называют не депутатов, а администрацию главы региона.
И если какое-то время назад казалось, что в этом противостоянии - Контрольного комитета и правительства - «по очкам» побеждают контролеры, то теперь счет ничейный. Можно с уверенностью прогнозировать попытки председателя ГКК УР оспорить новую редакцию закона о Контрольном комитете и судебные разбирательства. Увенчаются они успехом или нет, вопрос, но даже если увенчаются, у экс-прокурора есть масса законных способов оттягивать свой уход до последнего.
Но что уходить Борису Сарнаеву все-таки придется, теперь ясно: его возможности с возможностями властей региона вряд ли сопоставимы. Тем более что Контрольный комитет и его председатель не по своей воле в этот конфликт ввязались, а были использованы в более масштабной интриге, закончившейся отставкой экс-спикера Госсовета Алексея Прасолова. Когда проиграна война, что думать об исходе ее последнего боя?