Posted 5 февраля 2021, 14:07
Published 5 февраля 2021, 14:07
Modified 18 октября 2022, 05:34
Updated 18 октября 2022, 05:34
Фигура умолчания
Почти неделя прошла с закончившейся массовыми задержаниями несанкционированной акции протеста в столице Удмуртии, а официальной информации о случившемся на Центральной площади Ижевска 31 января до сих пор нет. И, скорее всего, не будет - первую несанкционированную акцию, прошедшую неделей ранее, тоже попытались сделать фигурой умолчания, очевидно, чтобы не «рекламировать» анонсированную организаторами вторую серию.
А раз нет официальной версии произошедшего 31 января в Ижевске, нет и официальной информации о численности задержанных на Центральной площади города. Оперировать приходится данными неофициальными, согласно которым в столице Удмуртии было задержано в общей сложности 46 человек (в общей сложности по всей стране - больше 5 тысяч). Большинство из них были оформлены по ч. 5 ст. 20.2 КоАП (нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Задержанным были выданы предписания явиться в суды (нескольким - в Октябрьский районный суд), однако, как сообщила утром 1 февраля юрист Роза Ахмедшина, оказавшаяся в числе задержанных, на тот момент материалы административных дел в суд не поступили.
Поступать в суды материалы дел на задержанных в ходе несанкционированной акции начали только на следующий день. По последним данным пресс-службы судейского сообщества, в общей сложности в суды поступило 34 дела по задержаниям 31 января. Все материалы оформлены по ч. 5 ст. 20.2 КоАП, кроме одного, оно оформлялось по ч. 2 ст. 20.2 КоАП (организация либо проведение публичного мероприятия без подачи уведомления). То есть как минимум одного человека подозревают в организации несанкционированной акции.
Сходил в KFC…
За неимением официальных позиций структур, проводивших задержания 31 января на Центральной площади Ижевска, обратимся к мнению адвокатов, представляющих интересы задержанных. Правомерность задержаний участников (и не только участников) несанкционированных акций Udm-Info прокомментировал адвокат «Удмуртской коллегии адвокатов» Павел Биянов.
«Согласно второй статьи Конституции "человек, его права и свободы – это высшая ценность. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Рассматривать участие людей в мирных шествиях 23 и 31 января нужно, исходя из этой нормы Конституции. Человек имеет право на мирном собрании высказывать свою точку зрения органам власти, потому что иной возможности у человека сообщить ее нет. А когда ему это запрещают, то нарушают его права человека и гражданина», - заявил Павел Биянов Udm-Info.
По мнению адвоката, «23 января правоохранительные органы непосредственно на митинге действовали в рамках закона, но 31 января, однозначно, нет».
Адвокат передает слова некоторых задержанных в ходе несанкционированной акции: «О чем рассказывают задержанные 31 января? Так, задержанная мама с несовершеннолетним сыном рассказали, что они проходили мимо Центральной площади, увидели, там что-то интересное происходит, люди столпились, они стали с сыном из любопытства снимать происходящее на смартфоны. Подошли полицейские, схватили и потащили их в автозак, увезли в отделение в полиции. Это правомерно?»
Павел Биянов приводит и другой случай. «Один из задержанных рассказал, что он шел по Центральной площади в KFC, к нему подошли полицейские, спрашивают: «Ты куда?» Он ответил, что в KFC. Они ему: «Иди отсюда». Он им: «Я имею право пройти туда». На это полицейские задержали человека и поместили в автозак. Он не сопротивлялся. Он даже в митинге не участвовал. Этот разговор с полицейскими он записал на смартфон. Здесь налицо явное нарушение прав человека», - считает защитник.
Удар сзади
Как и в других городах, в Ижевске сотрудники полиции применяли при задержаниях спецсредства. По мнению Павла Биянова, законных оснований у них для этого не было.
«В законе о полиции в статьях 18-22 говорится об основаниях применения физической силы, спецсредств для пресечения несанкционированных митингов. Там сказано, что полицейские могут применять физическую силу по отношению к гражданам, если было применено насилие против представителей власти. Но я не видел, чтобы люди применяли насилие к сотрудникам полиции. Ни 23 января, ни 31 января не было ни одного такого случая», - говорит адвокат.
Биянов приводит конкретный случай применения спецсредств: «31 января подросток, находясь в толпе, получил удар сзади дубинкой по голове. Потом его с гематомой увезла скорая помощь из УМВД по Ижевску. Его мама дала объяснения о том, что сотрудники полиции ударили по голове ее несовершеннолетнего сына. Для чего его ударили? Чтобы спровоцировать ответную реакцию. Но ответной реакции не было. У нас мирные люди. Они пришли не подраться».
Где «провокаторы»?
До сих пор не прояснена ситуация и с задержанной в день протестной акции группой «провокаторов», якобы следовавших в Удмуртию из другого региона «с целью дестабилизации обстановки в Ижевске». О задержании «десанта» сообщила прямо во время несанкционированной акции пресс-служба главы Удмуртии Александра Бречалова.
«На площади Ижевска начались провокации. Полиция оперативно задерживает зачинщиков и провокаторов», - говорилось в сообщении.
Если группа «провокаторов» и существовала, то следы ее совершенно потерялись. По словам адвоката Павла Биянова, среди задержанных на акциях 23 и 31 января не было представителей других регионов, все задержанные имели удмуртскую прописку.
«Наши адвокаты общались со всеми задержанными в Индустриальном и Октябрьском отделах полиции. Ни одного человека среди задержанных 23 и 31 января не было из другого региона, который, якобы, приехал специально, чтобы спровоцировать массовые беспорядки», - сказал представитель «Удмуртской коллегии адвокатов».
Есть и еще один важный нюанс, на который обращает внимание адвокат.
«Правоохранительные органы квалифицировали участие в митингах 31 января по ч. 5 ст. 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации). Но участие в митинге должно выражаться в каких-либо активных действиях. Закон не запрещает жителям города находиться на Центральной площади во время митинга», - сказал Udm-Info Биянов.
По его мнению, люди вышли на Центральную площадь Ижевска «высказать свою гражданскую позицию, не более того». «Я не говорю о том, что люди выходят на дорогу и останавливают движение транспорта, в этом случае у полиции есть основание попросить не нарушать порядок и в случае неповиновения применить физическую силу. А в случае, когда люди просто стоят на площади, ничего в этом неправомерного нет. Пришли, поговорили, обсудили, - никакого нарушения порядка в этом нет», - считает адвокат «Удмуртской коллегии адвокатов» Павел Биянов.