Posted 24 декабря 2021, 05:53
Published 24 декабря 2021, 05:53
Modified 18 октября 2022, 05:58
Updated 18 октября 2022, 05:58
Оптимизация по-удмуртски
В начале 2015 года занимавший тогда пост министра здравоохранения Удмуртии Алексей Чуршин объявил о начале оптимизации в медицине региона. Ведомство планировало сделать акцент на увеличение доступности амбулаторной медпомощи, создать межрегиональные и межмуниципальные медцентры, открыть фельдшерско-акушерские пункты. И сократить кадры. Главной целью было названо более рациональное расходование бюджетных средств.
Минздрав решил проанализировать, «сколько пациентов выздоравливает в больницах, какое количество родов проводится в родильных отделениях». И началась реорганизация медорганизаций путем сокращения, слияния и укрупнения. Например, в Сарапуле закрыли станцию переливания крови. Ради централизации закупки лекарств тубдиспансеры в Воткинске и Сарапуле сделали филиалами республиканской туберкулезной больницы. Такие же процессы произошли и в психоневрологии: диспансеры в Сарапуле, Воткинске, Глазове превратили в филиалы республиканской психиатрической больницы.
Не могла обойти оптимизация и Ижевск. В июне 2015 года Алексей Чуршин объявил о реорганизации - «по просьбам жителей» - ГБ №5, с переводом прикрепленного населения в другие больницы. Причем, пациентов, проживающих по правому берегу речки Карлутки, передали в ГБ №9, а население с левого берега – в ГБ №6.
Еще одной идеей Алексея Чуршина стало сокращение круглосуточных коек в стационарах больниц и перевод их в статус коек для дневного пребывания. А все потому, что в 2015 году, по данным минздрава, превышение объемов стационарной помощи над федеральными показателями составило 14%. После оптимизации пациентов в стационарах стали держать максимум 11 дней, вне зависимости от их состояния, а некоторых отпускали уже через 2-3 дня.
Первые результаты
Провести оптимизацию в медицине ведомство планировало в течение 2015-2018 годов. За это время оно поставило задачу сократить 3 тыс. койко-мест и около 2 тыс. медработников.
В результате только за 2015 год финансирование объемов стационарной помощи в территориальной программе ОМС снизили с 1,8 млрд рублей до 150 млн рублей. За 6 месяцев сократили 1 693 медработника и 724 койки в стационарах.
Уже к осени 2015 года дефицит участковых терапевтов в республике составил 22%. Из 654 терапевтических участков на 147 работали совместители, стал наблюдаться дефицит узких специалистов - анестезиологов-реаниматологов, фтизиатров, рентгенологов. Но минздрав не унимался, и планировал до конца года сократить еще более ста терапевтов в поликлиниках и 399 койко-мест в стационарах – при том, что количество госпитализаций, наоборот, увеличилось. В планы оптимизации на 2016 год минздрав включил еще 13 больниц, которые предполагалось реорганизовать путем присоединения, с сокращением врачей и койко-мест.
А в апреле 2017 общество прорвало. В Ижевске прошел пикет против оптимизации здравоохранения Удмуртии. Причем, в нем участвовали и врачи-терапевты из поликлиники ГБ №2. Они рассказали, что после закрытия в 2016 году ГБ №5 и ее перевода в ГБ №9 резко выросли очереди на прием к врачам, а номерки на анализы и исследования стали практически недоступными. Рассказали они и о том, что за 4 месяца 2017 года из-за нехватки кадров в Ижевске ликвидировали 10 из 11 специализированных бригад скорой помощи; о том, что медучреждения Удмуртии хронически недофинансируются и вынуждены экономить на зарплатах и на количестве принятых на работу специалистов. В результате врачи и медсестры увольняются и идут работать в платные клиники.
Последствия-2021
Проблема дефицита кадров в медицине Удмуртии обострилась в пандемию коронавируса, особенно осенью 2021 года, когда в регионе наблюдался резкий рост числа заболевших ковидом. По официальным данным, в то время медучреждениям республики не хватало более 600 врачей и около 700 работников среднего звена.
В начале октября глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что система здравоохранения работает на максимуме, «у нас больше нет людей». Пришлось привлечь к работе в поликлиниках 265 клинических ординаторов и 330 студентов старших курсов в ИГМА. Они работали в том числе участковыми терапевтами и педиатрами. Базовых терапевтов перевели на усиленный режим работы.
Тяжело было и пациентам. В соцсетях они регулярно жаловались на невозможность записаться к врачам из-за их нехватки и на многочасовые очереди. А пациенты Балезинской районной больницы при посещении поликлиники уже больше года вынуждены покупать бахилы и шприцы для сдачи крови. Родители детей, прикрепленных к поликлинике №5 Ижевска сообщали, что из-за массового увольнения педиатров, на приеме пациентов остался только один врач на несколько участков.
«О какой качественной помощи можно говорить, если врач вынужден принимать как на конвейере? Уходят врачи со стажем, с опытом. Почему они уходят? Есть же какая-то причина», - сообщила жительница Ижевска.
В поисках кадров
О проблеме с кадрами в медицине республики власть, конечно же, знает, и уповает, прежде всего, на региональные программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер».
Во время прямой линии с жителями, 17 декабря, глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что за все время действия программ на работу в республику привлекли более 600 медработников.
«За 10 месяцев 2021 года на работу в сельскую местность привлечено уже 44 врача и 17 средних медицинских работников. До конца текущего года планируется привлечь еще 20 врачей и 19 средних медицинских работников», - сказал Александр Бречалов.
По этим программам врачи получают выплаты в 1,5 и 1 млн рублей, фельдшеры – в 750 и 500 тыс. рублей. Помимо этого, в Удмуртии реализуется программа выплат из республиканского бюджета для медиков, прибывших на работу из других регионов на наиболее востребованные должности. По словам Бречалова, выплаты в размере 500 тыс. рублей и 300 тыс. рублей в текущем году уже получили 17 врачей и 2 медсестры, приехавшие на работу в больницы Глазова и Воткинска. До конца года планируется привлечь еще 17 врачей и 8 медсестер.
Кроме того, власти республики решили привлекать медработников из других регионов жильем. В 2022 году из бюджета планируют выделять средства на строительство и ремонт жилья для приезжающих специалистов с возможностью впоследствии передавать им это жилье в собственность. Так что, по мнению Александра Бречалова, скоро ситуация с дефицитом врачей изменится к лучшему.
Однако в ряде случаев программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» работают только на бумаге. Например, в Балезинской районной больнице катастрофически не хватает терапевтов, педиатров и узких специалистов - гинекологов, хирургов, стоматологов, неврологов, все они уволились. Врачи получают льготы по программе «Земский доктор», нарабатывают опыт и уезжают на заработки в города Удмуртии или соседних регионов, а жители вынуждены ходить в коммерческие медклиники.
«Все всё знают, писали и Бречалову, и в минздрав. Они связывают нехватку врачей с коронавирусом. Так и до ковида не было уже этих врачей! Зато в платных клиниках всегда есть, и люди вынуждены ходить к ним», - рассказала Udm-Info жительница Балезино.
«Идите вы…в платную»
Массовый исход медработников в платную медицину «подогрела» пандемия коронавируса – часть врачей из поликлиник направили на работу в ковид-центры, а оставшиеся просто не справлялись с усиленной нагрузкой.
«В нашей поликлинике в этом году уволилось 11 докторов. Из-за нехватки кадров они работали на нескольких участках, и не выдержали такого графика. И большинство уволившихся – врачи высшей и первой категорий. Думаете, куда ушли эти специалисты? Правильно – в частные клиники. Там и зарплата больше, и условия работы лучше, и нет такой бешеной нагрузки, как у нас», - рассказала Udm-Info на условии анонимности узкий специалист одной из поликлиник Ижевска.
По ее словам, массовое увольнение врачей происходит и по причине того, что с каждым годом на них перекладывают все больше обязанностей. Государство хочет сэкономить.
«Сейчас больничные листы оформляет отдельный работник. Но с 1 января их сократят по всей стране, и обязанности переложат на врачей. По нормативу, на прием одного пациента дается 10 минут. За это время мы должны его выслушать, провести хотя бы первичную диагностику и выписать лекарства, занести все эти данные в электронную карту пациента. А если мы будем еще и больничные листы оформлять, то на непосредственный осмотр пациента останется минуты три. О какой точной диагностике здесь можно говорить?», - рассказала медработник.
С ней согласен и один из гинекологов-маммологов высшей категории, Дмитрий М., еще 3 года назад работавший в этой же поликлинике и устроившийся на работу в одну из коммерческих клиник Ижевска.
«Пожалел ли я об уходе? Нет. Что касается практики, то в клинике она у меня богатейшая. Что касается заработка, то это небо и земля. Что касается условий работы и оборудования, то сравнивать тоже излишне. А уж бумажной работы меньше в разы», - поделился специалист с Udm-Info.
Он рассказал, что руководство коммерческих медклиник прекрасно осведомлено об условиях работы врачей в государственных поликлиниках и стационарах. Оно также знает и весь костяк высококвалифицированных специалистов, и делает все возможное, чтобы переманить их на работу в свои клиники.
«Опытные, высококвалифицированные специалисты сейчас на вес золота, их остается все меньше, потому что идет, во-первых, старение кадров, а выпускники медицинских вузов когда еще наработают практику! А во-вторых, многие из опытных докторов уже создали себе репутацию среди клиентов, «имя», а значит, эти клиенты с большой долей вероятности придут к своему доктору в платную клинику – в бесплатную-то попасть сложно», - рассказал Дмитрий.
Тем временем в поликлинике, где врач на условиях анонимности рассказала Udm-Info о ситуации с кадрами, собирается увольняться еще один специалист высшей категории.
«От нас планирует уходить один из двух офтальмологов, ей предложили работу в одной из частных клиник. И еще вопрос, останется ли работать второй офтальмолог. Уже сейчас он работает с двойной нагрузкой, принимает по 30 пациентов в день, и неизвестно, найдут ли замену первому. Почему я не увольняюсь? Ну, пока меня в коммерческие клиники никто не приглашал, но, если позовут – я соглашусь», - поделилась мнением врач.
По данным минздрава Удмуртии на начало декабря 2021 года, в больницах региона не хватает около 500 врачей. Прежде всего, анестезиологов-реаниматологов, участковых терапевтов, медсестер, фельдшеров. С начала года на работу в медучреждения устроились 969 врачей и 2 054 сотрудников среднего медперсонала, тогда как уволились 1 000 и 2 197 человек соответственно.