Май 1837 года выдался жарким для не такого уж (в сравнении с сегодняшним) и многочисленного ижевского чиновничества и, напротив, весьма многочисленного заводского офицерства.
На Камско-Ижевский Александровский завод (так в то время очень часто называли Ижевский завод) ехал не кто-нибудь, а племянник основателя и августейшего покровителя завода, покойного государя Александра I — наследник престола Александр Николаевич, будущий российский император Александр II.
Велика Россия, никакому государю, даже всемогущему, не суждено было объехать ее вдоль и поперек, особенно в то время, когда самым быстрым средством передвижения была упряжка лошадей. Однако русские императоры и сами путешествовали по стране (тот же Александр I был на Ижевском заводе в октябре 1824 года), и детей своих заставляли.
Поэтому для брата Александра I, государя Николая I было вполне естественным отправить своего отпрыска — наследника престола — в путешествие по России. Чтобы тот своими глазами видел страну, которой ему придется править в будущем.
Считается, впрочем, что автором идеи путешествия по стране был воспитатель Александра поэт Жуковский. Но надо понимать, что без высочайшего одобрения папеньки-государя оно состояться просто не могло. Поэт же писал по этому поводу:
«Я не жду от нашего путешествия большой жатвы практических сведений о России… Главная польза — вся нравственная, польза глубокого неизгладимого впечатления».
И даже название путешествию выдумал — Всенародное венчание с Россией.
В общей сложности будущий государь Александр II посетил 29 российских губерний. И стал таким образом первым русским государем, побывавшим в Сибири.
Чиновники, так или иначе связанные с будущей Удмуртией, думали-гадали, что им сулит визит наследника, и… ремонтировали дороги.
Вятский губернатор, например, «по случаю высочайшего путешествия» просил начальника Камско-Воткинского завода Чайковского послать особого чиновника «для освидетельствования тракта от ст. Чепцы через Позволье, Полозово, Кильчи до Воткинского завода».
Наконец, 20 мая наследник со свитой прибыл из Вятки в Глазов. Дневник Жуковского написал как будто пунктиром:
«Завтрак у священника. Вотяки. Переправы; две — через Вятку; одна — через Чепцу. Глазов. Ноги Урала. В Глазове — у вотяка. Комната в одном доме с великим князем. Спал на тюфяке. Бедная церковь на площади, окруженная деревянными домишками. Колония вотяков».
По дороге из Глазова в Ижевский завод поэт сообщает:
«Видны горы. Покрыты камнями и елями. Везде горизонт ограничен видами леса. Дым. Снег. Маленькие долины как ребра, между ними ели, как цветы. Быстрые лошади. Прекрасная дорога. Пустынность. Чепуха. Почта».
До Ижевского завода наследник со свитой добрался к вечеру 21 мая, точно зафиксировано даже время — 22:30. Торжественную встречу, что интересно, заранее отменили, причем сделала это свита самого Александра, распорядившись, чтоб нигде на дороге никто из начальников не встречал и не сопровождал Его Высочество.
Следующий день начался для наследника в 7 утра с представления генерал-лейтенантом Иваном Нератовым офицеров и чиновников завода. Отправившегося на завод Александра оружейники встретили хлебом-солью, а в стволозарядной мастерской Нератов поднес наследнику на стальном блюде специально изготовленный молоток, которым, согласно официальным данным, «Его Высочество изволил ковать два ствола, а в штыковочной — два штыка».
Жуковский снова пунктиром:
«Запруженная Иж. Твердость плотины. Отвоз ружей до Камы. До 40 000 винтовок. Железные обрезки. Вытягивание, загибание, сваривание, сверление. Шустение, обтачивание, полировка. Прицелы. Брак. Лекала. Проба штыков. Бесцельная выдумка. Проба ружей. Разрыв от худых ружей. Место худой сварки. Укладка ружей».
В тот же день произошел эпизод, который, по всей видимости, изрядно впечатлил наследника российского престола.
Вот как описан он в рапорте генерал-лейтенанта Нератова инспектору оружейных заводов генерал-лейтенанту Храповицкому:
«После осмотра заводского действия Его высочество отправился в арсенал, а оттуда в госпиталь. При посещении арсенала, командир завода показал цесаревичу качество ружей, приказав разобрать несколько орудий, перемешать детали и собрать заново. Все 11 ружей так удачно сошлись, что ни в чем не встретилось ни малейшей разности, что Его Высочеству весьма было приятно. Госпиталь также получил хорошую оценку цесаревича».
По тем временам взаимозаменяемость деталей ружей была огромным достижением. В начале 1840-х годов губернские «Ведомости» справедливо писали: «Техническая часть завода ныне доведена до возможной степени улучшения».
Жаль, но визит наследника на Ижевский завод был недолгим. Уже в 12 часов 22 мая он вместе с многочисленной свитой отправился в путь, на прощание пожаловав 1000 рублей оружейникам и прочим заводским служащим.