Posted 11 октября 2020, 07:05
Published 11 октября 2020, 07:05
Modified 18 октября 2022, 05:29
Updated 18 октября 2022, 05:29
Есть план?
Более-менее опытные управленцы тем и отличаются от неопытных, что всегда имеют «план Б». Некий заранее просчитанный запасной вариант действий на непредвиденный или экстренный случай. У новоявленных управленцев, набираемых по очередному призыву, обычно таких планов нет. Отсюда – плохо скрываемая бодростью растерянность, метания, хаос принимаемых впопыхах непросчитанных решений и вечный вопрос «Что делать?» в глазах исполнителей, действительно не понимающих – что?
То есть все то, что можно наблюдать сегодня в Удмуртии. Вопрос, был ли у руководства региона этот самый «план Б» на случай второй волны коронавируса, смысла задавать нет, поскольку, судя по тому, что происходит, под вопросом и наличие «плана А». В мае глава Удмуртии заверял, что коек для больных коронавирусом подготовили даже сверх утвержденного федеральным минздравом плана, мест точно хватит, даже с запасом. Теперь выясняется, что мест в стационарах нет, приходится задействовать резерв и в пожарном порядке переоборудовать под пациентов с ковидом и внебольничными пневмониями четыре гостиничных комплекса и шесть санаториев-профилакториев.
Справка
В Удмуртии переоборудуют для приема пациентов с коронавирусом:
И ладно бы только гостиницы и санатории… Как заявил глава Удмуртии, ковид-центром скоро будет и «самое крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение» Ижевска – ГКБ №6. Это перепрофилирование даст около 1000 коек к уже заполненным 1600 и 480 резервным.
Планы перепрофилирования под ковид-центр самой крупной столичной больницы сразу же вызвали массу вопросов. Поскольку означают они, что любая другая медицинская помощь, не связанная с ковидом, в ГКБ №6 оказываться не будет. А больнице, по данным телеграм-канала «Очки Бречалова», на 2020 год выделены объемы стационарной помощи в размере больше 17 тыс. случаев, предполагалась оплата 469 тыс. обращений пациентов по амбулаторной помощи.
Какие медицинские учреждения будут принимать этих пациентов и будут ли вообще? Никаких разъяснений заявлению главы республики минздрав региона не дал. И никто не объяснил частным врачам, работающим на территории ГКБ №6, как поступят с ними и где они будут работать после того, как больницу переоборудуют под ковид центр.
Кое-что посильнее
Молчание главы Удмуртии и регионального минздрава объяснялось просто – в недрах министерства готовилось решение, в сравнении с которым перепрофилирование ГКБ №6 кажется сущей мелочью. 9 октября замминистра здравоохранения Удмуртии Мария Галеева внесла изменения в распоряжение минздрава «О временном порядке организации работы медицинских организаций…»
Распоряжение, во-первых, приостанавливает оказание плановой медицинской помощи в стационарах. Сказано и об исключениях, приостановка не касается «пациентов фтизиатрического профиля, случаев проведения заместительной почечной терапии (процедуры гемодиализа), а также лечения пациентов в круглосуточном и дневном стационаре с гематологическими, онкологическими заболеваниями и проведение химиотерапии, пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, проведения дополнительного медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу».
Во-вторых, приостанавливается оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме в амбулаторных условиях (исключения сделаны для беременных и призывников). И, наконец, в-третьих, минздрав приостановил в Удмуртии диспансеризацию и плановые медицинские осмотры.
«Минздрав взял под козырек и запретил ВСЮ плановую медицинскую помощь в поликлиниках и стационарах - некогда им ее оказывать, нужно для Москвы рисовать картину по благополучию в регионе. Вот на десятки тысяч призывников почему-то можно тратить силы поликлиник, стационаров и лабораторий, а на больных жителей Удмуртии нельзя. Представляете, какая РЕАЛЬНАЯ картина в наших больницах, если они вынуждены переходить на военные рельсы?» - прокомментировал ситуацию телеграм-канал «Очки Бречалова».
Где «здоровое население»?
В минздраве Удмуртии пояснили, что решение такое принято для «недопущения распространения новой коронавирусной инфекции».
«Данное решение распространяется на здоровое население. Если вам по медицинским показаниям необходимо воспользоваться медуслугами, то вы сможете это сделать. Уточните информацию у своего лечащего врача», - отвечают в социальных сетях представители министерства на вопросы жителей республики.
Забывая уточнить, что добраться до лечащего врача, чтобы получить информацию, практически нереально. Как и дозвониться по телефонам «горячей линии», специально созданной для лечения больных коронавирусной инфекцией консультациями и советами. Даже призыв Александра Бречалова находящимся на пенсии врачам помочь с консультациями пока не помог, жалобами на недоступность медицинской и консультативной помощи буквально завалены страницы чиновников и министерств в социальных сетях.
Другой вопрос, не имеющий пока ответа, что это за такое «здоровое население», которое упоминают чиновники минздрава. Как отмечают наблюдатели, такого понятия в законе нет. Под плановой медицинской помощью федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан…» подразумевает «помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью».
Не выдержала
В переводе с чиновничьего на русский распоряжение минздрава означает: если вы вдруг заболели, рассчитывать на медицинскую помощь сможете лишь в случае, если вам станет совсем уж плохо и потребуется помощь неотложная и экстренная. Не станет – ну и хорошо, лечитесь тем, что есть под рукой или смогли купить в аптеке, а также советами «горячей линии», на которую еще надо дозвониться.
Не хотите советами и вам все-таки нужно к доктору? Тогда забудьте о минздраве и государственных больницах и поликлиниках, обращайтесь в частные медицинские учреждения и готовьтесь платить (да и то – если они смогут вас принять).
Ничем иным, кроме как отказом государственной отрасли от весомой части работы, которую она должна делать, это назвать нельзя. В связи с чем у тех, кто не получает уже оплаченную налогами и отчислениями в фонды медицинскую помощь, возникает минимум один вопрос: почему мы платим вам, если вы не можете этого обеспечить? Что не в состоянии обеспечить – уже и так понятно: в Удмуртии отрасль здравоохранения если и готовили ко второй волне коронавируса, то так, что она не выдержала не то что волны, а самой подготовки.
Глава Удмуртии Александр Бречалов объяснит случившееся особостью момента и сотней других столь же веских причин. И наверняка, как это уже случалось, благородно возьмет всю вину и ответственность на себя. Только вот ситуации это нисколько не изменит. Система здравоохранения Удмуртии ушла в отказ, и есть ли у главы республики на этот случай «план Б», можно не спрашивать. Есть ли «план А» - вот в чем вопрос.