Posted 23 октября 2020, 06:49
Published 23 октября 2020, 06:49
Modified 18 октября 2022, 05:30
Updated 18 октября 2022, 05:30
Не повышать градус
Стоимость проезда в общественном транспорте Ижевска не поднимали ровно пять лет. Последнее повышение – до 20 рублей – произошло в далеком уже 2015 году. С тех пор цену на проезд поднимали во всех городах Приволжского округа – до 26 рублей (если наличными) в Кирове и до 32 рублей (опять же наличными) в Самаре – но не в столице Удмуртии.
Почему? Официально – чтобы не повышать градус социального напряженности, в интересах и по многочисленным просьбам граждан. В реальности – потому что город, как ни странно, никаких рычагов на тарифную политику не имеет: решение о росте тарифа может принять региональный минтранс.
Что он в итоге и сделал. Как заявил глава миндортранса Алексей Горбачев, комиссия по тарифному регулированию решила, что с 1 ноября проезд в общественном транспорте Ижевска за наличные будет стоить 25 рублей, по транспортной карте – 23 рубля.
Чье решение?
Чьим было решение поднять тариф, вычислить нетрудно. Не сам же минтранс его принимал и не тарифная комиссия. Еще в декабре, комментируя ситуацию, глава Удмуртии Александр Бречалов заявил, что «решение, повышать тариф или нет, еще не принято».
«На сколько повышать, тоже решения нет. Но если мы будем повышать тариф, то это точно не будут космические цифры. По предварительным подсчетам, наш тариф окажется самым низким в Приволжском округе», - сказал он.
На принятие решения потребовалось почти 11 месяцев. Убытки транспортников за это время возросли настолько, что на МУП «ИжГЭТ» какое-то время задерживали зарплату, а АО ИПОПАТ, полностью лишившись прибыльных маршрутов в период домашней изоляции, почти отказалось от покупки новой техники.
В апреле глава Ижевска Олег Бекмеметьев пообещал транспортникам 400 млн рублей на частичное покрытие выпадающих доходов, но и обещанные деньги ситуацию, похоже, спасти не могли.
Без возможностей
Директор АО ИПОПАТ Руслан Гиниятов в эксклюзивном комментарии корреспонденту Udm-Info сообщил, что убыток предприятия в прошлом году составил 30 млн рублей, накопленный убыток структуры – 210 млн рублей.
«Если тариф останется в размере 20 рублей, то предприятие не сможет выполнять обязательства по перевозке пассажиров. Транспорт стареет, затраты на ремонт растут. Часть автобусов не выходит на маршрут из-за технических неисправностей и отсутствия финансовых средств на приобретение запасных частей. Сложившееся финансовое положение исключает возможность переговоров с кредитными организациями по вопросу получения кредитных средств на обновление парка», - сказал Руслан Гиниятов.
По его словам, пассажиропоток ИПОПАТ в период эпидемии коронавируса упал на 25%.
«Повышение тарифа до 25 рублей даст небольшой прирост выручки. В каком он будет размере, трудно предугадать в текущей эпидемиологической ситуации. О повышении тарифа мы обращаемся в госорганы, регулирующие тариф, начиная с 2018 года. По расчетам, которые были сделаны до пандемии, тариф в размере 25 рублей нам был необходим уже тогда. Это позволило бы поддерживать парк в технически исправном состоянии и обновлять его», - завил Udm-Info Руслан Гиниятов.
Почему не повышали?
Если ИПОПАТ – структура частная, то «ИжГЭТ» - муниципальная, но финансовая ситуация там ничем не лучше, чем на ИПОПАТ. По словам директора МУП «ИжГорЭлектроТранс» Андрея Батова, уже сегодня износ подвижного состава предприятия составляет 80%, и это при том, что пассажиропоток упал, а цены на электроэнергию с 2015 года выросли на 52,5%.
«Рост платы за проезд позволит нам в полном объеме провести запланированные ремонтные работы на путях. К сожалению, в последний год вместо необходимых 3,5 км пути удалось отремонтировать только 700 метров», - сообщил господин Батов.
По словам министра строительства и ЖКХ Удмуртии Дмитрия Сурнина, выросли не только тарифы на электроэнергию. Стоимость дизельного топлива поднялась за пять лет на 46%, газомоторного – на 84%, затраты на запчасти, по данным перевозчиков, на 25%.
Дмитрий Сурнин заявил, что общий убыток ИПОПАТ и ИжГЭТ составил в прошлом году 77,5 млн рублей.
«Предвещаю вопрос, почему не повышали пять лет на существующий уровень инфляции, было бы не так заметно? Мы сделали и этот расчёт. Опираясь на показатели инфляции, ежегодный рост за проезд был бы 1 рубль, то есть сегодня мы достигли бы этих 25 рублей. Разница лишь в том, что люди все 5 лет ездили за 19 и 20 рублей, а не за 21, 22, 23 и 24 рубля. Да, это привело к ухудшению социально-экономического положения перевозчиков, и если бы мы тариф не подняли, то их убыток в 2020 году, по нашим прогнозным расчётам, составил бы 182,5 млн руб.», - заявил Дмитрий Сурнин.
Где субсидии?
Глава отделения фонда «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца в Ижевске Захар Акатьев согласен с тем, что «повышение стоимости проезда способно спасти общественный транспорт при условии качественного управления им».
При этом эксперт напоминает, что в «развитых странах расходы общественного транспорта частично субсидируются из городского и регионального бюджетов».
«В Берлине размер субсидий составляет 57% от всех источников финансирования, в Варшаве - 70%, почти всегда одним из источников финансирования общественного транспорта становится прибыль города от платных парковок. Но при этом общественный транспорт нельзя полностью переводить на субсидирование и делать бесплатным, поскольку тогда финансирование перестанет зависеть от пассажиров, и это лишит операторов перевозок стимулов к повышению качества работы общественного транспорта, что в перспективе может привести к его деградации», - напоминает он.
Но субсидировать работу общественного транспорта, особенно в период эпидемии, власти республики (не говоря уже о властях городских) не в состоянии. Отсюда решение переложить финансовое бремя спасения общественного транспорта столицы на ее жителей.
«Я тоже не очень доволен повышением стоимости проезда, поскольку сам довольно часто пользуюсь общественным транспортом. Но всё же я считаю, что люди скорее недовольны не самим повышением, а тем, что оно резкое, сразу на 25%. Повышение стоимости проезда решили оттягивать до последнего (чего не стоило делать), в то время как расходы общественного транспорта росли, что привело к такому резкому и очень неприятному повышению. Но если эти деньги будут направлены на обновление парка троллейбусов, автобусов и трамваев, то я только за», - сказал Захар Акатьев в интервью Udm-Info.
Повышение стоимости проезда в общественном транспорте Ижевска до 25 рублей всех проблем МУП «ИжГЭТ» и АО ИПОПАТ точно не решит. Скорее, это решение можно назвать полумерой, поскольку еще хуже, чем низкая стоимость проезда, по транспортникам бьет желание администрации столицы разыгрывать на конкурсах маршруты сроком не на пять лет, как раньше, а на один год. Изменится ли что-то со сроками, остается только гадать – 2020 год для транспортных предприятий Ижевска уже назвали «переходным», вот только не затянулся бы этот «переход» еще на несколько лет.