Posted 11 сентября, 06:15
Published 11 сентября, 06:15
Modified 19 ноября, 08:52
Updated 19 ноября, 08:52
Одним из таких работников стал Вячеслав Правдзинский, «дизайнер государства», как он несколько самоуверенно назвал себя в интервью изданию Fanlife. До недавнего времени он возглавлял в Ижевске Центр территориального развития, а теперь является внештатным советником Александра Бречалова. В 2019 году Правдзинский обещал за год подготовить стратегию пространственного развития (СПР) Ижевска, но процесс затянулся на 4 с половиной года и, похоже, не завершен до сих пор.
О том, как готовилась стратегия, Правдзинский рассказал в пространной статье, которую опубликовало сетевое издание ktogorod.ru. Какой-нибудь дознаватель, прочитав этот текст, мог бы подумать, что перед ним явка с повинной. Но сам «дизайнер государства» так не считает. Хоть и признает, что вместе со своими подчиненными не только неприлично затянул сроки выполнения заказа, но и был не прочь выбить из казны новые ассигнования, помимо того, что оговаривалось заранее.
«Мы собрали данные и на их основе стали строить гипотезы. Но мы не учли, что работы по проекту могут затянуться, и спустя 12–18 месяцев эти данные нужно будет обновлять. А в бюджете денег на это не предусмотрено. И на уровне региона или города это параллельно сделать нельзя, так как проект еще не завершен и им не передан, а значит, у них нет основания для новой закупки. Причем даже сейчас, когда проект наконец уже завершен, ситуация существенно не изменилась», — сокрушается Правдзинский.
Как нам кажется, «дизайнер государства» даже немного обижен на то, что ему не дали еще денег на удовлетворение возрастающих потребностей. В таких случаях задают вопрос: а что, так можно было? Сам Правдзинский надеется, что результаты его трудов до сих пор не на мусорной свалке. Но и он вынужден признать, что дальнейшая судьба программы туманна и ему неизвестна.
«Что будет со стратегией — до конца непонятно. Формально стратегия сейчас принята и заложена как база для разработки генплана и правил землепользования и застройки, запущенных в Ижевске в этом году. На нее должны ссылаться разработчики. При этом застройщики в городе документ саботируют, запускают свои параллельные проекты, планируют строить свои двадцатипятиэтажки, провоцируя суперплотность в тех местах, где она ничем не обеспечена. Есть и другая сторона реализации: за время разработки стратегии сменилось два мэра и три министра строительства. Получается, что тех, кого мы „опыляли“ важностью и нужностью всей этой деятельности, уже нет в процессе внедрения ее результатов», — пишет Правдзинский.
Мы надеемся, он помнит, что одним из этих «опыленных» министров строительства был Иван Ястреб, который сейчас отбывает тюремный срок за коррупцию. Впору начать беспокоиться, как бы и самого Правдзинского не «опылил» кто-нибудь в погонах.
Во всяком случае, когда оценку работы Центра территориального развития дал Государственный контрольный комитет Удмуртии, который проверил деятельность этой конторы за 3 года, Правдзинский отметил, что согласен не со всеми выводами аудиторов, но невозможно не прислушаться к их замечаниям. После этого он превратился пусть и не в тыкву, но всего лишь во внештатного советника главы региона.
Отметим, что если за стратегию взялся сам Центр территориального развития, то концепцию стратегии было доверено выполнить московской фирме «Новая земля». И, даже получив готовую концепцию, Правдзинский наделал в своей работе кучу ошибок, что признает сам. По словам дизайнера, работу над СПР в возглавляемом им центре вел единственный менеджер, которого курировали два руководителя, а не все 35 человек все рабочее время.
«Не вижу ничего зазорного, в том, чтобы публично разобрать ошибки. Этот опыт показался интересным изданию и потенциально полезным другим разработчикам», — ответил Правдзинский тем, кто посчитал его деятельность в Удмуртии дорогостоящим бездельем, и на этом основании подверг резкой критике.
В частности, телеграм-канал LIFE 18 напомнил, что бюджет на содержание Центра территориального развития, который возглавлял Правдзинский, ежегодно составлял порядка 50 млн рублей.
«Становится понятен принцип его работы: главное — процесс. 54 месяца — это 4,5 года или 225 млн рублей. Неплохой гешефт для заезжего дизайнера-гастролера, который, впрочем, не забывал тусоваться на всевозможных „неделях дизайна“ в разных городах и весях страны», — пишет LIFE 18.
Впрочем, 50 млн рублей в год — это бюджет всего Центра территориального развития. Далеко не все эти деньги тратились на загадочную городскую стратегию, но и жили Правдзинский с подчиненными не только на них. Команда реализовывала и другие дорогостоящие проекты, вроде раскраски самолетов «Ижавиа» в цвета, очень похожие на фирменный стиль авиакомпании «Россия». В конце концов, итоги работы Правдзинского во главе Центра территориального развития довольно точно подвел еще один местный телеграм-канал «Очки Бречалова».
«Правдзинский честно со своей стороны рассказал о трудностях, с которыми его команде пришлось столкнуться при разработке стратегии развития Ижевска. Цитата, которая резюмирует весь материал: с точки зрения итогового результата сделали очень крепкий проект, но провалили его как продукт. Потратив 54 месяца на разработку, сделали документ, который мало кому сегодня в регионе нужен», — пишут «Очки Бречалова».
Действительно, если какая-нибудь программа основана на устаревших исходных данных пятилетней давности, а на ее разработку вместо года потрачено почти пять лет, то такой программе, пожелтевшей от времени еще в процессе создания, одна дорога — в мусорную корзину.
Тем временем в мае нынешнего года в очередной раз провалился конкурс по определению подрядчика на разработку генерального плана Ижевска. Его признали несостоявшимся — на участие в торгах не было подано ни одной заявки. Об этом говорится в документации к конкурсу на сайте госзакупок. Возможно, так произошло оттого, что никто не хочет работать на основе имеющейся в распоряжении муниципалитета устаревшей стратегии пространственного развития.
На наш взгляд, если уж и говорить об ошибках, то главную из них, по оценочному суждению, допустили заказчики стратегии пространственного развития. Разве можно доверять разработку СПР города тому, кому и на этот город, и на его развитие, по большому счету, наплевать?
«В Ижевск? Нет, не перееду. Во-первых, я к нему не привязан. Во-вторых, сейчас я отвечаю не только за себя, но и за свою семью. Ижевск сейчас — место моей работы и место, которое меня вдохновляет. Я бы не сказал, что хотел здесь заземлиться», — заявил Правдзинский в интервью Fanlife.
Весной 2020 года Центр территориального развития УР впервые презентовал стратегию развития Ижевска. Тогда было заявлено, что концепцию доработают, при этом учтут и пожелания горожан. Спустя полтора года бумаги показали снова, однако присутствующие не увидели в ней изменений.
«Нам вновь, как и 1,5 года назад презентовали начальные основы стратегии, как будто организаторы мероприятия ожидали увидеть случайно зашедших к ним зевак», — говорил представитель актива Восточного поселка Эдуард Бабаян.
В мае 2022 года глава Удмуртии Александр Бречалов провел совещание с руководителями региональных и муниципальных органов власти, где обсуждалась созданная под руководством Правдзинского пресловутая стратегия.
«Мы, наконец, вплотную подошли к разработке стратегии пространственного развития ижевской агломерации. Именно агломерации, потому что мы сразу говорим не только о территории современного Ижевска, но и пристоличного Завьяловского района. Все города сталкиваются с одними и теми же проблемами: пробки, застройка, социальная инфраструктура, экология… В Ижевске есть особенности — город долго был закрытым, он не проектировался под текущие нагрузки и грузопотоки, инфраструктурное развитие. Поэтому качественная и грамотная синхронизация городских политик — крайне важны», — проинформировал собравшихся Александр Бречалов.
Получается, что когда «дизайнер государства» Правдзинский считал свою работу хоть и сильно сдвинутой вправо, но вполне завершенной, глава региона был уверен, что к разработке СПР власти только «вплотную подошли». Что-то не сходится в показаниях главы Центра территориального развития.
Александр Бречалов на итоговом совещании добавил, что хоть в настоящее время СПР разработана и обсуждена с муниципалитетами, экспертами и жителями, а все материалы представлены для публичного ознакомления всем желающим, это не финал, а только начало пути. Самое важное — внедрить разработанные принципы, чтобы они не оставались на бумаге. Затем выступал Правдзинский и произнес тираду, не то что понять, но и просто повторить которую вряд ли кто-то способен с первой попытки.
«На основании проведенной аналитики разработчиками была сформулирована миссия пространственного развития Ижевской агломерации, заключающаяся в формировании компактного города, действующего на основе сложившейся планировочной структуры, сбалансированного транспортного и экологического каркаса, базисом развития которого становится существующий научно-образовательный и промышленный потенциал. Определены приоритетные направления развития, для каждого из которых предложены необходимые меры и индикаторы достижения поставленных целей», — произнес он, оставив собравшихся чиновников соображать, что именно имелось в виду.
В итоге участники совещания проголосовали за то, что на основе представленной стратегии будут скорректированы генплан Ижевска, правила землепользования и застройки, а также различные планы по развитию дорожной и транспортной сети. На всякий случай разработчики не забыли уточнить, что документ живой и может корректироваться. Понимать это можно было как угодно.
Сегодня Правдзинский старается держаться от Удмуртии подальше. Он 12–13 сентября запускает программу «Дизайн для государства» со стратегической сессией, куда позвали всех, кто в той или иной степени занимается дизайном в госсекторе. До этого посетил лекцию о работе с геральдикой в спортивной айдентике. Кому-то может показаться, что Вячеслав просто-напросто втихую посмеивается над ижевчанами.
«Вот вам афоризм в тему. Результатом не может быть отсутствие результата, но хорошая история об этом», — написал он в своем телеграм-канале 28 августа.
Может, оно и так. Главное — попасть в хорошую историю, а не вляпаться в нее. Мы же со своей стороны напомним Правдзинскому другую крылатую фразу из «Кавказской пленницы»: «Ошибки надо не признавать. Их надо смывать. Кровью».