Posted 2 апреля 2021, 06:31
Published 2 апреля 2021, 06:31
Modified 18 октября 2022, 05:33
Updated 18 октября 2022, 05:33
Не зря говорят: посеешь ветер - пожнешь бурю. Эта древняя мудрость как нельзя лучше иллюстрирует происходящее с «делом Госконтроля» в Удмуртии.
Ровно год назад, в самом начале марта 2020 года, Александр Бречалов громко возмутился докладом Госконтроля об итогах проверок в 2019 году, назвав выводы контролеров «обвинением», причем как в собственный адрес, так и в адрес правоохранительных органов. К каким последствиям это уже привело и еще может привести, стало ясно в марте 2021-го после выволочки, устроенной президентом губернаторам, загнавшим регионы в бюджетную ловушку.
Что случилось?
В промежуток между громкой отповедью главы республики выводам контролеров уместились принятие поправок в закон о Госконтроле, скандальное увольнение с должности его председателя Бориса Сарнаева, восстановление его на работе судом, а также назначение Госсоветом нового председателя Ольги Филипповой и ее арест.
В минувший вторник все было готово к тому, чтобы назначить на должность председателя лидера фракции коммунистов Алексея Конорюкова, но в самый последний момент президиум парламента дал задний ход и вопрос из повестки исчез.
Что именно случилось за час до начала сессии, до сих пор не ясно. Но что-то определенно случилось, причем очень серьезное, заставившее голосовать за снятие вопроса в том числе представителей «Единой России» и наверняка спикера. Это ведь и для них большой риск, поскольку воля главы и правительства прекрасно известна - назначить побыстрее хоть кого, только не Бориса Сарнаева.
Похоже, аргументы, предъявленные членам президиума, оказались весомее транслируемых из администрации главы республики установок.
Красная от Кудрина
Не исключено, что президиум республиканского парламента оказался прозорливее администрации главы, точно поняв сигнал из Москвы. Буквально накануне сессии Счетная палата РФ выложила разгромный доклад о реализации в двух регионах - Удмуртии и Ингушетии - программы «сельской ипотеки».
Выяснилось, что федеральные субсидии на обеспечение жителей питьевой водой и газом предоставлялись Удмуртии на основании недостоверной отчетности. Объекты газификации в реальности в эксплуатацию не сдавались, хотя средства были освоены регионом в полном объеме. То же касалось и газификации домов: из 1636 домов действительно газифицировали только 20.
Если депутаты восприняли этот отчет как настоятельную просьбу со стороны Счетной палаты не нагнетать ситуацию, то в администрации главы Удмуртии проявили удивительное благодушие. И совершенно напрасно, поскольку, показав желтую карточку Александру Бречалову, председатель Счетной палаты довольно быстро достал и красную. Выступая на заседании комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Алексей Кудрин снова помянул Удмуртию.
«У трех субъектов долг превысил 100 процентов доходов – это Мордовия, Хакасия, Удмуртия. Вот у Мордовии – 195 процентов. У нас как Япония уже почти. В Японии больше 200 процентов к ВВП, у Мордовии – 195 процентов к собственным доходам», - сказал он.
Ловушка для губернатора
Заявление главы Счетной палаты как раз и вызвало ту бурю, которую, сея ветер, пожал Александр Бречалов. На проблему закредитованности региональных бюджетов обратил внимание президент Владимир Путин. Не называя фамилий, он предложил поместить в «ловушку» глав регионов, имевших возможность вовремя брать бюджетные кредиты, но этого не делавших, а предпочитавших брать дорогие кредиты в коммерческих организациях.
«Они, конечно, оказались в ловушке. Точнее, не они, а их бюджеты. Но лучше бы их самих поместить в ловушку», - сказал Владимир Путин.
Справедливости ради стоит сказать, что главным виновником того, что регионы попали в бюджетную ловушку, является все-таки федеральный центр, у той же Удмуртии забирающий 70% собранных налогов.
«Не будем забывать, что в "ловушку" регионы загнало федеральное правительство, не только забирающее львиную долю доходов из регионов, но и перекладывающее на них значительную часть расходов на гениальные проекты, которые регионам заведомо не по карману: вроде майских указов или национальных проектов. Или вот еще — серьезная доля поддержки, оказанной бизнесу в прошлом году из-за пандемии, тоже была осуществлена за счёт региональных бюджетов», - комментирует заявление президента телеграм-канал «Деловая Удмуртия».
Центр требует объяснений
Но в том-то и дело, что расходы на исполнение майских указов и нацпроектов, а также на борьбу с пандемией федеральный центр переложил на все региональные бюджеты. Но лишь в трех регионах (в Удмуртии, в том числе) это привело к таким тяжелым последствиям.
Судя по всему, федеральный центр именно объяснений от глав этих регионов и добивается: почему так случилось? И если с Мордовией все понятно, там госдолг почти в два раза больше годовых доходов, то с Удмуртией понятно не очень. Поскольку все это время из региона шли рапорты о неуклонном сокращении госдолга, то же самое говорилось и на рабочих встречах Александра Бречалова с президентом.
А поскольку вопрос был поднят и дошел до главы государства по инициативе Счетной палаты РФ (в ее систему входит и Госконтроль Удмуртии), то проблемы с бюджетами регионов вполне могут связать с неправильным (а еще хуже - нецелевым) использованием бюджетных средств.
И тогда объясняться придется уже не одному главе республики, и так за все ответственному, а всей #КомандеУдмуртии. И не перед аудиторами Госконтроля, который они так и не смогли взять под контроль, а перед ревизорами уровнем выше. Сумеют ли, учитывая, что такого опыта у команды еще не было?