Posted 11 декабря 2020,, 06:36

Published 11 декабря 2020,, 06:36

Modified 18 октября 2022,, 05:28

Updated 18 октября 2022,, 05:28

ГКК замедленного действия

11 декабря 2020, 06:36
Продолжающееся противостояние властей Удмуртии с Контрольным комитетом может стоить #КомандеУдмуртии отказа в утверждении первым вице-премьером правительства Удмуртии бывшего руководителя Корпорации развития Удмуртии.

Способность превратить небольшую проблему в огромную, тратя время, силы и средства на ее решение, - неотъемлемая часть фирменного стиля #КомандыУдмуртии. В которой как не было, так и нет до сих пор, если не считать призывников из местных, людей, имеющих хоть какой-то опыт государственного или хотя бы муниципального управления.

Больше трех лет прошло, а до сих пор заметно, что решения принимают не чиновники, а наскоро переодетые в вицмундиры общественники. Которые точно знают, как работает и как должна работать государственная машина, только до непосредственного внедрения в нее в качестве винтиков. Те винтики, что покрупнее, полагают, что основные в механизме - они. Но в итоге убеждаются, что это с них сняли металлическую стружку и что это им перенарезали резьбу - так, как нужно было механизму.

Как в первый раз

Первым серьезным намеком главе республики, что решает он отнюдь не все и не сам, стала история «добровольной» отставки экс-главы Ижевска Юрия Тюрина. Даже такой зависимый от республиканской власти ресурс, как местное самоуправление, дал понять, что вот так, по собственной прихоти, менять чем-то не понравившегося градоначальника на вон того приглянувшегося коммерсанта - нельзя. Столица республики - не проектный офис, где смотрят в рот начальнику, ожидая получить дальнейшие распоряжения, и не подведомственное учреждение, где можно всех разогнать и набрать новых.

Кроме Александра Бречалова, вряд ли кто-то мог убедить Юрия Тюрина написать заявление «по собственному». Значит и ответственность - на нем. Прежде всего за то, что столица республики полгода жила без действующего главы. И управлялась, по сути, из республиканского правительства, надо полагать, в ущерб другим делам.

Компромисса в лице Олега Бекмеметьева в итоге достигли, но стоил ли этот компромисс заплаченной за него цены?

Не договорились

Сейчас несостоявшийся глава Ижевска Константин Сунцов - уже и.о. первого вице-премьера.

И на следующей неделе депутатам Госсовета предложат утвердить его в должности. Этот сюжет развивается параллельно другому, отчасти с ним связанному, ярко демонстрирующему, что история с мэром Ижевска договариваться #КомандуУдмуртии не научила.

Речь о знаменитом теперь докладе Контрольного комитета по итогам проверок в 2019 году. Прозвучал он, спору нет, как пощечина: как это так, их, борцов с расхитителями бюджетов, пришедших на этом к власти и в ней оставшихся, обвиняют в нарушениях? Да еще на такие астрономические суммы - 2,3 млрд рублей.

Но сами же «обвиненные» в итоге оправдались тем, что большая часть нарушений - не нарушения вовсе и не, упаси бог, хищения, а просто ошибки, описки и прочая ерунда, не стоящая внимания. Если это действительно так, что стоило сделать такой вывод после первого прочтения документа? Не возмущаться, называя его «обвинением», не требовать сатисфакции, а пригласить председателя ГКК и спросить: и про нарушения, которые не нарушения, и про не особенно уместные громкие заявления.

Но никто не пригласил и не спросил. Потому что, считалось, отчет комитета - это очередная проделка ушедшего в итоге с должности бывшего спикера Госсовета Алексея Прасолова. Да и фигура председателя ГКК из окна резиденции не выглядела опасной: контрольный комитет всего лишь при Госсовете, скажем депутатам - уберут.

Кампания набирает обороты

Убрать председателя ГКК до сих пор не удалось, скандалы, так или иначе связанные с противостоянием властей региона и председателя комитета Бориса Сарнаева, следуют один за другим. История, которая могла и не начаться, обещает вмешательство прокуратуры и несколько громких судебных разбирательств с неочевидным исходом. И продолжаться будет еще долго, оставляя неприятный для #КомандыУдмуртии и ее капитана шлейф.

Хуже того, именно противостояние с председателем ГКК дает основную фактуру для неожиданно начавшейся медийной кампании против Александра Бречалова. В нее уложилась одна публикация и два сюжета - в блоге Андрея Караулова и в новостях НТВ. Последний был целиком и полностью посвящен именно противостоянию главы региона (его фамилию называли вслух) и руководителя контролирующего органа.

Кто стоит за этой серией «разоблачительных» сюжетов, остается только гадать. У председателя ГКК таких ресурсов, как выход на федеральный канал, нет, а вот у тех, кто контролирует аналогичные органы в регионах, наверняка есть. Все вместе они называются Счетная палата, и своих, какими бы они ни были, не бросают, как любая корпорация.

На сдачу

Сюжет в блоге Караулова мог быть, что называется, «на сдачу», основным был сюжет по НТВ. А если так, следует ожидать новых. 14 декабря Контрольный комитет обнародует итоги проверок финансово-хозяйственной деятельности двух крайне привлекательных для любых проверяющих активов - «Ижавиа» и «Корпорации развития Удмуртии». Обе уже попадали под прицелы аудиторов, существование корпорации они и вовсе посчитали нецелесообразным.

Удар вполне может оказаться и двойным. Руководителем проверяемой «Корпорации развития Удмуртии» являлся до недавнего времени Константин Сунцов - несостоявшийся глава Ижевска, а ныне - и.о. первого вице-премьера правительства Удмуртии. Избавить от приставки и.о. его предполагают буквально на следующий день после обнародования результатов проверок. И как знать, не захотят ли депутаты Госсовета немного забыть о партийной дисциплине и задать Константину Сунцову все имеющиеся у них (в том числе и крайне неприятные) вопросы?

Доклад о результатах проверок «Ижавиа» и «Корпорации развития Удмуртии» может стать «лебединой песней» Бориса Сарнаева в должности председателя ГКК УР, а может и не стать. Но обнародовать его Контрольный комитет в любом случае успеет, что ставит под сомнение успешное утверждение Константина Сунцова первым вице-премьером. Утверждение, которое почему-то крайне необходимо главе республики и которое может не состояться. Исключительно потому, что год назад из маленькой проблемы сделали огромную, а решить ее просто не в состоянии.

"